ФСИН создает домашние условия
Дома ребенка могут появиться в колониях-поселениях
Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) России планирует создать условия для содержания детей до трех лет вместе с осужденными матерями в колониях-поселениях — там могут появиться дома ребенка. Этому решению предшествовали жалобы осужденных женщин и требования прокуратуры улучшить условия жизни малышей. К скорейшему решению проблемы призывали ФСИН и совет при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере.
Как стало известно “Ъ”, ФСИН РФ разработала проект приказа, регламентирующий создание домов ребенка в колониях-поселениях (КП). В этих заведениях за малышами круглосуточно присматривают медсестры и нянечки, а матери могут их навещать, кроме того, там есть зал для лечебной физкультуры и детская площадка для игр. «Проект приказа, согласованный c Минздравом РФ, проходит общественное обсуждение»,— сообщили “Ъ” в пресс-бюро ФСИН.
В ведомстве пояснили: речь идет о новом порядке организации оказания медпомощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы. Действующий порядок предусматривает создание домов ребенка лишь при женских исправительных колониях, что исключает колонии-поселения. В новом документе говорится, что дома ребенка появятся во всех учреждениях УИС.
По данным ФСИН РФ, на начало 2017 года в 19 из 126 колоний-поселений отбывают наказание беременные женщины, а в девяти — осужденные с детьми в возрасте до трех лет. Как говорят во ФСИН, несмотря на отсутствие домов ребенка, во всех КП «созданы условия для совместного проживания с матерями детей, их полноценного развития». С этим не согласна прокуратура. Летом 2016 года суд города Каменска-Уральского (Свердловская область) рассматривал иск прокурора об отсутствии условий в КП-59 для живущих там 18 малолетних детей. Прокурор требовал перевести женщин с детьми в другие учреждения. Иск был удовлетворен, но облсуд отменил решение. А в сентябре 2016 года прокуратура Красноярского края объявила, что в КП-48 «не создано надлежащей инфраструктуры для содержания детей», «нет условий для защиты от негативных факторов». Надзорное ведомство потребовало устранить нарушения.
В конце прошлого года в КП-48 вместе с матерями жили 29 детей до трех лет. Женщины жаловались в том числе на отсутствие отопления в переговорных комнатах и туалетах, скудное питание для младенцев и кормящих матерей (см. “Ъ” от 14 декабря 2016 года). «Краевое ГУ ФСИН сообщило мне, что они делают замены в питании, так как колония находится далеко в тайге, куда трудно доставить, например, свежие фрукты, молочную продукцию»,— рассказала “Ъ” руководитель общественной организации «Институт проблем современного общества» Ольга Киюцина.
В январе 2017 года краевое ГУ ФСИН приняло меры. «Осужденным сообщили, что до 15 марта они должны передать детей родным либо их отправят в детские дома»,— рассказал “Ъ” Семен Емельянов, жена которого с ребенком находится в КП-48. Он обратился к уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ, где ему также предложили забрать сына из колонии или поместить его в учреждение для сирот. В итоге, по его словам, к 15 марта только три женщины решили отдать детей. Остальных матерей объединили, переведя всех из отряда для женщин с детьми до года в отряд для женщин с детьми после года. «Там вода из крана плохо течет. Иголки нельзя, ножницы, чтобы ногти детям подстричь, нельзя»,— перечисляет Семен Емельянов.
Во ФСИН РФ заявили “Ъ”, что условия содержания детей в КП-48 соответствуют нормам Минздрава РФ, но добавили, что администрация КП «прорабатывает с судами» возможность применения для матерей и беременных отсрочки от отбывания наказания, условно-досрочного освобождения или же замены на более мягкое наказание. В ведомстве отметили, что если женщины решат передать детей родным или в учреждение для сирот, то ГУ ФСИН и прокуратура им помогут.
О жалобах осужденных знают в совете при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере. «Летом прошлого года к нам поступали аналогичные жалобы. Тогда на женщин оформляли штрафы, чтобы их перевести в исправительные колонии — там более жесткие условия, но есть дома ребенка,— рассказала “Ъ” член совета Екатерина Чистякова.— Эти осужденные теряли право на УДО. Мы ставили вопрос перед ФСИН, но ответа не было».
Стоит отметить, что с 2016 года ФСИН реализует «дорожную карту», согласно которой к 2021 году все женщины, изъявившие желание, будут проживать вместе со своими детьми в домах ребенка при исправительных учреждениях (сейчас — 50%). А принятая 8 марта этого года национальная стратегия развития в интересах женщин подчеркивает: законодательство «недостаточно развито в части возможного смягчения наказания за преступления небольшой тяжести и применения оснований для освобождения от отбывания наказаний» в отношении беременных и женщин с малолетними детьми.