Ваша карта битум
ПНОС возвращается на рынок подрядных материалов
«ЛУКОЙЛ» решил возобновить производство в Перми дорожного битума, прекращенное год назад из-за запуска новой установки на Пермском НПЗ. В компании поясняют, что возобновляют производство битума, чтобы выполнить обязательства перед регионом. По данным „Ъ-Прикамье“, соответствующая просьба поступила от краевых властей. Участники рынка предполагают, что для запуска установки сырье придется возить из Нижнего Новгорода, что может привести к удорожанию продукта.
Вчера президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов заявил в ходе визита в Пермь, что входящее в группу ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» (ПНОС) возобновит производство битума. Глава компании рассказал журналистам, что «мы до того домодернизировали ПНОС», что сейчас завод не имеет возможности производить битум. По словам президента, предприятие строит эстакады для приема привозного сырья. Господин Алекперов подчеркнул, что «ЛУКОЙЛ» — социально ответственная компания и выполнит обязательства по поставкам битума в регион.
Как уточнили „Ъ-Прикамье“ в ООО «ЛУКОЙЛ-ПНОС», для обеспечения заводской битумной установки сырьем — мазутом и мазутовой смесью — предполагается строительство железнодорожной эстакады. Сооружение будет принимать состав с мазутом от ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез» (Нижний Новгород) и третьих лиц, что обеспечит прием и переработку до 100 тыс. тонн в месяц мазута и мазутовой смеси. Инвестиции в проект составят 2 млрд руб., проект будет завершен только в 2018 году.
Напомним, в 2015 году «ЛУКОЙЛ» запустил на ПНОСе комплекс глубокой переработки нефти, доведя ее показатель до 98%. В новое производство вошли: установка замедленного коксования (УЗК) мощностью 2,1 млн тонн в год, установка гидроочистки дизельного топлива мощностью 1,5 млн тонн в год и производство водорода мощностью 30 тыс. тонн в год. Данное оборудование позволило ПНОСу увеличить выпуск дизельного топлива стандарта «Евро-5» на 22,7% (1,5 млн тонн в год) — до 5,4 млн тонн в год.
Вскоре выявился побочный эффект от работы УЗК, которая работала на том же сырье, что и битумная установка, — мазуте и мазутовой смеси. В результате уже в начале 2016 года городские власти заявили о том, что ПНОС приостановил выпуск битума для дорожного строительства, что, по их мнению, поставило под угрозу исполнение планов по капремонту дорог в Перми. Источник в мэрии Перми сообщил, что 2016 год пермские подрядчики проработали уже без битума от ПНОСа, заместив его аналогичной продукцией с Уфимского нефтеперерабатывающего завода. По словам чиновника, это привело к удорожанию работы подрядчиков, которые были вынуждены доставлять битум за 600 км, из другого региона. Собеседник добавил, что в курс проблемы был поставлен глава региона Максим Решетников, который, в свою очередь, обратился с соответствующей просьбой к руководству «ЛУКОЙЛа».
Собеседник, близкий к компании, сообщил „Ъ-Прикамье“, что производство битума экономически менее выгодно для «ЛУКОЙЛа», но группа приняла «политическое» решение возобновить работу битумной установки.
Сейчас единственным работающим в Пермском крае производством битума является установка бывшего ОАО «Пермавтодор». Она принадлежит бывшему гендиректору «Пермдорстроя» Сергею Пантелееву. Дорожник оценивает емкость рынка битума во всем Пермском крае в 50 тыс. тонн. По его данным, работающая установка как раз имеет подобную мощность и при желании может закрыть полностью потребность подрядчиков в этом товаре. Сейчас установка господина Пантелеева 80% продукции поставляет в Свердловскую область, 20% остается в регионе. Остальные объемы действительно завозятся в основном из Башкирии. По информации Сергея Пантелеева, стоимость привозного битума даже чуть меньше, чем у пермского, но при этом страдает качество. Ранее «ЛУКОЙЛ-ПНОС» производил 500 тыс. тонн битума в год, многократно превосходя необходимые региону объемы. Господин Пантелеев считает, что заявленные «ЛУКОЙЛом» объемы привозного сырья из Нижнего Новгорода как раз соответствуют предыдущим объемам производства битумной установки нефтяников. Сергей Пантелеев не опасается конкуренции с ПНОСом, считая его глобальным игроком. Доставка сырья из Нижнего Новгорода приведет к удорожанию продукта в Перми, прогнозирует участник рынка. Он считает также, что свой интерес по доставке битума в Пермь могут проявить другие участники рынка — «Роснефть» и «Газпромнефть».
Собеседник в краевом правительстве сообщил „Ъ-Прикамье“, что прошлый год подрядчики в Прикамье отработали без ажиотажа в части битума. При этом в краевом правительстве поддерживают желание ПНОСа возобновить его производство: «Без их продукции строительство дорог у нас не остановилось. Но зачем „кормить“ нефтяников Башкирии, когда есть собственные мощности?» Один из пермских подрядчиков, просивший не упоминать его имя в печати, полагает, что на нижегородском заводе «ЛУКОЙЛа», который компания не довела до такой степени переработки нефти, как в Перми, может наблюдаться перепроизводство мазута, который необходимо «куда-то пристроить».