Казахстан и Азербайджан рассчитались на первый-второй

Составлен рейтинг инвестиционной привлекательности восьми постсоветских республик

Экспертный центр «Евразийское развитие» подготовил рейтинг инвестиционной привлекательности восьми республик Центральной Азии и Южного Кавказа. Авторы исследования приходят к выводу: за 25 лет своей независимости большинству из рассматриваемых стран так и не удалось создать конкурентную, диверсифицированную, открытую экономику. Они продолжают использовать промышленное наследие СССР. Лидирует в рейтинге Казахстан, а замыкает его Туркмения.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В докладе, подготовленном экспертным центром «Евразийское развитие», рассматриваются восемь государств Центральной Азии и Южного Кавказа. Это Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, Грузия, Киргизия, Армения, Таджикистан и Туркмения. Именно в такой последовательности расположены они в рейтинге. Составители делают вывод, что за истекшие с момента обретения независимости 25 лет страны Центральной Азии и Южного Кавказа, за редким исключением, так и не сумели сформировать новую модель экономики, обозначить долгосрочные цели развития. Более того, в основном они и не ставили перед собой таких целей, стремясь максимально использовать индустриальное наследие СССР.

По оценкам авторов исследования, ситуация в рассматриваемых государствах сложилась противоречивая. Казахстан хоть и занял в рейтинге уверенное первое место, в то же время стоит перед серьезными рисками. С одной стороны, страна имеет мощный экономический потенциал, емкий рынок (17 млн человек плюс рынки стран ЕАЭС), богатые запасы природных ресурсов, ориентированную на привлечение инвесторов законодательную базу. Вместе с тем эксперты отмечают такие непривлекательные для инвесторов факторы, как полная неопределенность в вопросе транзита власти, коррупция, конфликты внутри элит. «Прогноз для Казахстана будет скорее негативный»,— говорится в докладе.

Второе место Азербайджана обусловлено в целом тем же набором плюсов, что и в случае с Казахстаном. Это емкий рынок (9,5 млн человек), значительный ресурсный потенциал, осуществление мер по диверсификации экономики и повышению ее инвестиционной привлекательности. Кроме того, страна имеет выгодное транзитное расположение. К очевидным минусам аналитики относят слабую обратную связь власти с обществом, высокий уровень коррупции и бюрократизм госаппарата. А среди внешнеполитических рисков выделяют угрозу эскалации вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе. Итоговый прогноз для инвестклимата Азербайджана негативный.

Третье место Узбекистана исследователи связывают прежде всего с емким внутренним рынком (более 30 млн человек), собственной ресурсной базой и политической стабильностью. Напоминают они и о масштабных проектах нового президента Шавката Мирзиёева по системному реформированию экономики республики. А к числу негативных факторов относят коррупцию и бюрократизм, социальные противоречия, низкую покупательную способность населения, нелиберализованный валютный рынок. Резюме: «С учетом заявленных планов правительства прогноз для Узбекистана будет положительным».

Ставя Грузию на четвертую позицию, авторы рейтинга поясняют свое решение выгодным транзитным расположением страны и тем, что она располагает относительно диверсифицированной экономикой, достаточно квалифицированной рабочей силой, а ее экономические и миграционные связи с Евросоюзом продолжают укрепляться. Вместе с тем в Грузии низкая эффективность производства, слабое ресурсное обеспечение, республика практически не сотрудничает с ЕАЭС, имеет сложные отношения с Москвой. Прогноз для инвестклимата страны нейтральный.

Киргизия оказалась на пятом месте по причинам относительно либерального законодательства, дешевой рабочей силы, благоприятных условий для развития сельского хозяйства, легкой промышленности и туризма, активного участия в работе ЕАЭС. Вместе с тем, отмечают составители рейтинга, в стране отсутствует преемственность политического курса, высоки риски политической нестабильности, распространения исламистской идеологии. «Прогноз для Кыргызстана будет негативным ввиду предстоящих в 2017 году президентских выборов»,— говорится в докладе.

Расположившаяся вслед за Киргизией Армения обладает относительно диверсифицированной экономикой, достаточно квалифицированной рабочей силой, сравнительно благоприятным инвестиционным климатом. Однако эти положительные факторы не перевешивают минусов, среди которых: угроза вооруженного конфликта с Азербайджаном, скромная ресурсная база, социальные противоречия и риски политической дестабилизации. Соответственно, прогноз негативный.

У занявшего седьмое место Таджикистана очень небольшой набор преимуществ — недорогая рабочая сила, наличие ряда полезных ископаемых и благоприятных погодных условий для развития сельского хозяйства. К негативным факторам эксперты относят неразвитость инфраструктуры, узкий внутренний рынок, высокие риски политической дестабилизации, коррупцию и бюрократизм, отсутствие у предпринимателей реальных механизмов защиты своих прав. Прогноз опять-таки негативный.

Замыкающая рейтинг Туркмения отличается своей жесткой политической моделью, которая предполагает серьезный контроль над любой экономической активностью в стране. «Стране свойственны слабая защита прав собственности, высокий уровень коррупции, а также риск дестабилизации из-за кризиса в Афганистане, зависимость от экспорта углеводородов»,— отмечают авторы доклада. И делают для инвестклимата республики негативный прогноз.

Георгий Степанов


Почему падали взаимные инвестиции в СНГ

Приток взаимных инвестиций среди стран СНГ на фоне сокращения инвестсделок с украинскими компаниями падает с 2012 года, не вернулся на пик, достигнутый в том же году, и объем взаимных вложений стран ЕАЭС, свидетельствовали данные Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития за август 2016 года. Заметный рост наблюдался лишь в инвестициях РФ в Белоруссию, в меньших объемах — в Армению и Киргизию, вложения же в Казахстан из-за ослабления тенге упали ниже уровня 2008 года. Читайте подробнее

Вся лента