«У страны должен быть на виду человек, которого можно назвать моральным ориентиром»
Эта неделя проходит под знаком Наины Ельциной — ей исполнилось 85. К юбилею появились ее мемуары, телефильмы, а президент дал в ее честь прием в Кремле. Журналист Виктор Лошак — о том, почему жена первого президента России вызывает восхищение.
Знаете, когда читаешь, слышишь, наблюдаешь Наину Ельцину, то неожиданно задумаешься о том, что монархия может быть полезна. Да, в идеале у страны должен быть на виду человек, которого можно было бы назвать моральным ориентиром. Когда я прочел мемуары Наины Иосифовны, то мне показалось — самое точное название для них даже не «Личная жизнь», как значится на обложке, а «Повесть о чистом человеке». Человек прожил такую длинную жизнь без пошлости, цинизма, с удивительной открытостью и даже наивностью. В ее воспоминаниях их жизнь раскрывается с какой-то теплой бытовой стороны: он никогда не говорил с ней о государственных делах и, например, о его отставке или деноминации она узнала тогда же, когда и все россияне. До конца жизни президент не умел завязывать галстук, и это была ее маленькая государственная забота.
«Россия 1» показала к юбилею фильм нашего коллеги по «Коммерсанту» Андрея Колесникова «История любви». Это часовой диалог в екатеринбургском музее Бориса Николаевича, диалог об их отношениях. Она грустно признается: «Я много не могу говорить, ведь мы эту жизнь проживаем вместе». «Вы говорите о Борисе Николаевиче в настоящем времени?», — удивляется интервьюер. «Я всегда думаю о нем в настоящем времени», — отвечает Ельцина. Колесников начинает задавать вопросы с легкой тенью недоверия, а заканчивает признанием в любви Наине Иосифовне. И в этом смысле это тоже какая-то история любви. Пусть и на экране она всего час.
«Без Бориса Николаевича, без вас, Наина Иосифовна, мы все не стали бы тем, кто мы есть», — сказал, открывая вечер в Кремле, ведущий Михаил Швыдкой. Вот против этого не смог бы возразить ни один из собравшихся. Хотя это и был, кажется, невозможный общий сбор героев 1990-х с героями 2000-х: маршал Шапошников и генерал армии Шойгу, главы администрации Бурбулис, Чубайс, Волошин, Юмашев, но были приглашены и Нарышкин, Вайно. Отдельный большой стол был у семьи Ельциных, и многие заметили как выросли не только их внуки, но и правнуки.
Отвечая на поздравления и на очень теплые слова президента, Наина Иосифовна все-таки нашла возможным напомнить о базовых для Бориса Николаевича вещах, скажем, о том, что, по убеждению Ельцина, политику в нашей стране делает культура.
Тостов в Кремле было немного, тем искреннее они звучали. Алишер Усманов признался, что Наина Иосифовна завоевала его сердце. Вот под этим могли бы подписаться очень многие и не только в этом зале. Когда мемуары Наины Ельциной разойдутся, думаю, таких людей станет еще больше.