Душа карандаша
Натела Поцхверия о книге "Dior by Mats Gustafson"
"Я обожаю работать руками, обожаю работать с бумагой. Это вдохновляет меня. Иногда влияние прошлого интереснее, чем прогресс и современность",— объясняет шведский иллюстратор Матс Густафсон свою тягу к рисунку. В продажу поступает альбом иллюстраций, которые художник создавал специально для Dior, и лучшего способа отпраздновать семидесятилетие дома не придумать.
Платье Junon, сезон "осень-зима 1949", коллекция Milieu du Siecle. c Mats Gustafson
Фото: Mats Gustafson
Haute couture, сезон "весна-лето 2014". c Mats Gustafson
"Когда вырезаешь форму и наклеиваешь на бумагу, она как будто становится еще четче и выразительнее"
Фото: Mats Gustafson
Традиция приглашать иллюстраторов существует со времен самого господина Диора. Дизайнер доверил рекламную кампанию своих новых духов Miss Dior художнику (и как его сейчас называют — отцу модной иллюстрации) Рене Грюо. Тогда Грюо был лучшим. Сегодня лучший — Матс Густафсон. С ним дом Dior предпочитает работать последние четыре года.
Bar-костюм, сезон "весна-лето 1947", коллекция Corolle. c Mats Gustafson
Фото: Mats Gustafson
В альбом вошли иллюстрации, которые Густафсон делал для бренда, включая те, что были опубликованы в корпоративном издании Dior Magazine, а также несколько новых работ, посвященных архивам дома. За тексты в книге отвечал знаменитый критик моды Тим Бленкс, и уж он-то постарался воссоздать во всех деталях взаимоотношения художника с домом.
Платье Frac, сезон "осень-зима 1949", коллекция Milieu du Siecle. cMats Gustafson
Фото: Mats Gustafson
"Часто тот или иной предмет гардероба становился популярным именно благодаря удачным иллюстрациям. Я бы не хотел, чтобы такое было с моими работами. Мне важно внимательно изучить все наследие дома и показать его во всем многообразии. Я не прорисовываю дотошно все детали платья, скорее, создаю образ, передаю впечатление, дух. Да, мои рисунки основаны на архивных фото, и я безумно счастлив, что мне доверили все это изучать и исследовать,— рассказывает Густафсон о своей работе с Dior.— Я обожал работать с Рафом Симонсом. Его чистый, без следов ностальгии подход к наследию Dior меня вдохновлял. У него был очень интеллектуальный диалог с домом, за которым было интересно наблюдать".
Справедливости ради, Густафсон художником быть не планировал. Его привлекали кино и сцена, потому и учился он на курсе сценографии. Несколько его работ было опубликовано в шведском журнале, там их увидели сотрудники H&M и пригласили Густафсона рисовать для них. Потом рисунки попали на стол к знаменитому директору моды Vogue Грейс Коддингтон — правда, тогда она работала в британском, а не в американском издании; Грейс заказала Матсу отрисовать все парижские коллекции для следующего номера, и пошло-поехало. Густафсон перебрался в Нью-Йорк и там работает по сей день иллюстратором. В послужном списке — "Vogue Британия", "Vogue Италия", Harper's Bazaar и другие влиятельные издания мира моды.
Ready-to-wear, сезон "осень-зима 2015". c Mats Gustafson
Фото: Mats Gustafson
В 1980-х Густафсон предпочитал рисовать пастелью или карандашами. Его рисунки были графичными, с четкими линиями — того требовало время агрессивных силуэтов. Но когда на смену агрессии пришла романтика 1990-х, Густафсон расчехлил акварель, которую он, по собственному признанию, любит больше других инструментов. Еще одна часто применяемая художником техника — коллажирование: "Когда вырезаешь форму и наклеиваешь на бумагу, она как будто становится еще четче и выразительнее. Но с этим приемом надо быть аккуратным, чтобы избежать безвкусицы".
Когда-то любая рекламная кампания была отрисована иллюстраторами. Сегодня рисованные кампании сродни провокации, все заменила фотография, но Густафсон не считает фотографов своими конкурентами: "Нам всем есть место в мире моды. Передо мной стоит совсем другая задача. Да, фотография стала главным языком общения в мире моды, но в иллюстрации есть душа, а это всегда востребовано".