Европа миновала голландский выход
Ультраправые начали год с поражения в Нидерландах
В Нидерландах подвели итоги парламентских выборов, открывших для Европы избирательный сезон 2017 года. Ставшее барометром общественных настроений после прошлогоднего референдума о выходе Великобритании из ЕС голосование в Голландии принесло убедительную победу проевропейской партии власти во главе с премьер-министром Марком Рютте. Ультраправая Партия свободы скандально известного политика Герта Вилдерса осталась далеко позади, не без труда удержавшись на втором месте. Поражение правых популистов стало холодным душем для противников единой Европы, рассчитывавших на то, что вслед за "Брекситом" последует "Нексит" — выход Нидерландов из ЕС.
Едва ли не самые драматичные в послевоенной истории Нидерландов парламентские выборы проходили через 25 лет после подписания в феврале 1992 года в Маастрихте Договора о Европейском союзе. В свое время став площадкой для запуска проекта "общеевропейского дома", спустя четверть века королевство должно было дать ответ на ключевой вопрос для всей Европы: остается ли стремление к укреплению Евросоюза главным трендом политики Старого Света, или наследие Маастрихта уходит в историю под напором правых популистов.
Опросы свидетельствовали о том, что праволиберальная Народная партия за свободу и демократию, возглавляемая премьером страны Марком Рютте, и ее главный соперник ультраправая Партия свободы во главе с Гертом Вилдерсом идут ноздря в ноздрю (см. "Ъ" от 13 марта). Более того, согласно ряду опросов, фаворитом была партия Герта Вилдерса, в ходе недавних теледебатов с премьером Рютте объявившего: лучшим сценарием для королевства станет "Нексит" — выход Нидерландов из ЕС вслед за Британией.
Однако итоги голосования показали, что вторая европейская сенсация, а вместе с ней и обещанный лидером голландских ультраправых "Нексит" отменяются. Народная партия за свободу и демократию завоевала в 150-местном парламенте 33 мандата, сумев заметно оторваться от Партии свободы, получившей 20 мест (на пять больше, чем в парламенте прошлого созыва). "Бронзу" разделили две политические силы проевропейской ориентации — "Христианско-демократический призыв" и партия "Демократы-66": они получили по 19 мандатов.
Наиболее неожиданным стал результат партии "Зеленые левые", увеличившей свое присутствие в парламенте с 4 до 14 мест. Возглавляющий "Зеленых левых" Ессе Клавер, отец которого — марокканец, а мать — наполовину индонезийка, позиционирует себя как "анти-Вилдерса". В ходе избирательной кампании 30-летний политик проявил себя в качестве жесткого и непримиримого критика лидера голландских ультраправых, доказывая: традиционным устоям королевства угрожают не иммигранты, а правые популисты. "Ценностями Нидерландов на протяжении многих столетий были свобода, толерантность, сострадание, которые сегодня пытаются разрушить,— предупреждал господин Клавер.— Учитывая, что в этом году выборы проходят не только в Нидерландах, но и по всей Европе, нужно остановить популизм и показать, что ему есть альтернатива".
После обнародования итогов голосования главной задачей становится формирование новой правящей коалиции. Учитывая традиции голландской политики, переговоры могут растянуться на много недель. Но в любом случае в стране будет создан альянс сил, которые не ставят под сомнение европейский выбор Нидерландов. "Это был тот вечер, когда Нидерланды после "Брексита" и выборов в Америке сказали "стоп" вредному виду популизма",— прокомментировал исход голосования премьер Рютте. В свою очередь, Герт Вилдерс вернется в привычную для себя нишу оппозиционного ультраправого популиста.
Учитывая, что уже 23 апреля во Франции пройдет первый тур президентских выборов, а в сентябре федеральные выборы состоятся в Германии, за голосованием в королевстве напряженно следила вся Европа. Одним из первых на итоги выборов отреагировал президент Франции Франсуа Олланд, заверивший: "Ценности открытости, взаимоуважения и веры в будущее Европы остаются единственным истинным ответом на националистические импульсы". То, что "народ Нидерландов проголосовал в подавляющем большинстве за ценности Европы", отметил и глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер. А канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что была "очень счастлива в связи с тем, что высокая явка привела к явному проевропейскому результату и четкому сигналу всем". "Это хороший день для демократии",— резюмировала она.
"Победа партии премьера Рютте — знаковое событие для всего Евросоюза,— заявила "Ъ" завсектором международно-политических проблем Европы ИМЭМО РАН Надежда Арбатова.— Во-первых, по сути, это было голосование о дальнейшей судьбе европейского проекта, в ходе которого голландцы выразили стремление жить в объединенной Европе, несмотря на все кризисы. Во-вторых, результаты выборов остановили триумфальное шествие правопопулистских, де-факто крайне националистических партий в Европе".
"Именно национализм представляет самую большую опасность для европейской интеграции и стабильности в Европе, учитывая, что две мировые войны были развязаны именно из-за националистических и экспансионистских устремлений отдельных держав",— напоминает госпожа Арбатова. По мнению эксперта, после того как удар по национализму был нанесен в стране, ставшей неотъемлемой частью ядра европейского проекта, результаты выборов в Нидерландах окажут влияние и на расстановку политических сил во Франции и других странах ЕС. Во всяком случае, как заявил вчера один из лидеров французской предвыборной гонки Эмманюэль Макрон, явно имея в виду свою соперницу Марин Ле Пен, "Нидерланды показали, что прорыв ультраправых не предопределен".
Глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев, впрочем, убежден, что по одним только Нидерландам обо всей Европе судить не стоит. "Да, это были принципиальные выборы для Европы, способные реально повлиять на французов и немцев в их избирательных предпочтениях. Да, их исход позволит выдохнуть с облегчением в штабах Макрона и той же Меркель,— написал он вчера на своей странице в Facebook.— Но невооруженным глазом заметен панический испуг устоявшихся европейских элит перед новыми вызовами, которые бросает им XXI век. И от результатов голосования в отдельно взятой европейской стране эти вызовы не становятся меньше, а проблемы никуда не уходят".
Российский политик называет Нидерланды "символом брожения умов и сохраняющегося раздрая в европейской политике". По его словам, "Европу продолжает штормить", и разница в несколько парламентских кресел для партии Герта Вилдерса (по сравнению с прогнозами) "в этом смысле ничего не меняет".