Индия доразведает Камчатку
Крутогоровское угольное месторождение собирает инвесторов
Индийская энергокомпания Tata Power может вложить $560 млн в крупнейшее на Камчатке Крутогоровское угольное месторождение. Проект может стать и частью ТОР "Камчатка", о предоставлении проектного финансирования в размере $400 млн уже заявил Сбербанк, еще 3,5 млрд руб. готов выделить Фонд развития Дальнего Востока (ФРДВ). Инвестпроект предполагает добычу 10 млн тонн угля в год и строительство с нуля, но эксперты сомневаются в его окупаемости.
Директор по развитию Tata Power Дейв Минеш, российские чиновники (среди них — заместитель главы Минвостокразвития Александр Крутиков, губернатор Камчатки Владимир Илюхин, глава Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций и поддержке экспорта Леонид Петухов, гендиректор ФРДВ Алексей Чекунков) и Сбербанк подписали вчера в Мумбае соглашение о намерениях по разработке Крутогоровского месторождения угля. Угольный проект станет частью территории опережающего развития (ТОР) "Камчатка".
Крутогоровское месторождение расположено в Соболевском районе, в 70 км к востоку от побережья Охотского моря. Это крупнейшее месторождение угля на Камчатке, находящееся в нераспределенном фонде,— конкурс должны объявить до конца года. Но актив недоразведан: по данным края, его ресурсы — 800 млн тонн при запасах всего 260 тыс. тонн.
По словам полпреда президента РФ на Дальнем Востоке вице-премьера Юрия Трутнева, общая стоимость проекта — $560 млн. Из них Сбербанк готов с 2018 года предоставить проектное финансирование на $400 млн. Как уточнила зампред Дальневосточного банка Сбербанка Марина Перебейнус, речь идет о кредите на 10 лет, который "при желании" может быть увеличен до 15 лет. ФРДВ может выделить до 10% необходимых инвестиций, то есть до 3,5 млрд руб. (около $58,3 млн). Как отметил Алексей Чекунков, деньги будут предоставлены "только после достижения компромисса и получения лицензии".
Tata Power в случае победы на аукционе надо будет сделать аудит запасов по JORC. Проект развития Крутогоровского предполагает строительство транспортной и сопутствующей инфраструктуры, в том числе портовых сооружений, терминалов и дорог, которые свяжут месторождение с портом и поселком Соболево (по оценкам Минтранса, потребуется около $60 млн). Проектная мощность — до 10 млн тонн угля в год. В феврале 2015 года Tata Power сообщала о подписании меморандума с крупнейшей угледобывающей компанией РФ СУЭК Андрея Мельниченко (добыла в 2016 году 105,4 млн тонн) о "совместном поиске возможностей в энергосекторе РФ и за ее пределами". Но в камчатском проекте Tata СУЭК не участвует, говорит близкий к российской компании источник "Ъ" (официально в СУЭК тему не комментируют). В Tata вчера на вопросы "Ъ" не ответили.
Директор группы корпоративных рейтингов АКРА Максим Худалов отмечает, что проект "похож на бумажный", это позволит Tata показать наличие запасов на месторождении и собственных ресурсов, пока держатся высокие цены на уголь. Для реализации нужны большие инвестиции в инфраструктуру, только строительство порта может стоить около $1 млрд, рассуждает эксперт. "Охотское море замерзает, и для вывоза 10 млн тонн потребуется серьезная ледокольная проводка вплоть до атомных ледоколов, либо порт будет работать пять-шесть месяцев в году с колоссальной мощностью",— заявляет господин Худалов. По его словам, еще $100 млн необходимо для строительства железной дороги, и еще на разработку месторождения потребуется $560 млн. При этом из Дальневосточного региона идет достаточно большой объем угля в Азию, есть компании на Сахалине, можно взять качественный кузбасский уголь, перечисляет эксперт.
Индия входит в тройку крупнейших импортеров энергоугля, закупая на рынке seaborne около 160 млн тонн в год (данные WoodMackenzie). "Но непонятно, зачем Tata вкладываться в greenfield в странной части мира, когда в Индии утверждена стратегия повышения доли внутреннего производства угля и в страну можно завезти сколько угодно дешевого индонезийского, южноафриканского и того же российского угля",— добавляет источник "Ъ" в отрасли. Сама Tata добывает около 60 млн тонн в год. "С учетом больших вложений и отсутствия персонала на Камчатке неясны даже проектная себестоимость и положение проекта на мировой кривой затрат",— говорит он. Скорее всего, Tata хочет за небольшие деньги записать проект себе, но никаких инвестиций пока делать не будет, полагает Максим Худалов.