Система налогоодолжения
Госдума смягчила жизнь под санкциями
Госдума приняла вчера во втором чтении законопроект, согласно которому физлица, попавшие под международные санкции, могут объявить себя налоговыми нерезидентами РФ, даже если они постоянно проживают в России. Автор поправки, глава бюджетного комитета палаты Андрей Макаров утверждает, что новация не освобождает подсанкционных граждан от налогов или от предоставления информации о зарубежных активах, а защищает их от преследования в других государствах. Экспертов эти объяснения не убеждают — по их словам, проблемы двойного резидентства решаются имеющимися соглашениями, в случае же резидентства в офшорах поправка позволит уйти от налогов.
Поправка Андрея Макарова появилась при втором чтении законопроекта, к санкциям отношения не имеющего,— об освобождении от подоходного налога купонного дохода по корпоративным облигациям. В понедельник поправку поддержал бюджетный комитет палаты (см. "Ъ" от 14 марта), вчера она в составе законопроекта была принята Госдумой в решающем втором чтении. Смысл новации: физлица--налоговые резиденты других стран, если они находились под "мерами ограничительного характера", вне зависимости от срока фактического нахождения на территории РФ вправе отказаться от российского налогового резидентства. Для этого надо подать в ФНС заявление, приложив к нему документ о налоговом резидентстве в другой юрисдикции. Норма будет введена задним числом — с 1 января 2014 года.
Поясним: налоговые резиденты — это физлица, которые фактически находятся в России более полугода. Резиденты должны платить налоги как с российских, так и с зарубежных доходов. На практике двойного налогообложения во многих случаях не происходит благодаря наличию у России соглашений о его избежании (эта норма, однако, неприменима к резидентам офшоров, с которыми соглашения не заключаются). Нерезиденты же платят налог только с доходов, полученных в России, по ставке 30% вместо стандартных 13%,— их зарубежные доходы российских налоговиков интересовать не должны.
В самом обширном "санкционном списке" ЕС значатся полторы сотни физлиц. Под санкциями, в частности, находится ряд предпринимателей, в том числе Геннадий Тимченко, Аркадий и Роман Ротенберги, Игорь Сечин (Аркадий Ротенберг после появления новости о поправке заявил "Интерфаксу", что не намерен пользоваться ею и в любом случае останется налоговым резидентом РФ).
Андрей Макаров, представлявший законопроект Госдуме, сообщил, что "поправка нужна государству для того, чтобы защищать своих граждан", которые из-за санкций не могут выехать из России. Он назвал "откровенной ложью" утверждения экспертов о том, что поправка освобождает от уплаты налогов и дает лицам под санкциями возможности не раскрывать зарубежные доходы. Необходимость новации он объяснил также тем, что в европейском законодательстве налоговое резидентство определяется по признаку жизненных интересов (место, где у лица наиболее тесные экономические и семейные связи). Так что лицо может формально одновременно оказаться резидентом РФ и другого государства. Депутат пояснил, что такая проблема должна решаться переговорами минфинов государств, где она возникла. Однако, по его мнению, в нынешних условиях такие переговоры не могут быть успешными — поэтому возникает угроза привлечения российских граждан к ответственности в странах их второго резидентства. Пока, впрочем, прецедентов нет, сказал депутат.
По поводу освобождения нерезидентов от подачи информации по контролируемым иностранным компаниям (КИК) Андрей Макаров заявил, что такие данные представляются уже два года и поэтому они уже есть у российских налоговиков. "Кроме того, Россия с 2017 года участвует в обмене информацией с другими государствами в тестовом режиме, а с 2018-го это будет уже полностью официальный обмен",— подытожил депутат и предложил замминистра финансов Илье Трунину обозначить позицию Белого дома по этому поводу. "Правительство поддерживает поправку, так как считает, что она снимает неопределенность и создает способ защиты в сложной ситуации, в которой оказались некоторые из наших граждан",— был краток замминистра.
Опрошенных "Ъ" экспертов по международному налогообложению объяснения Андрея Макарова оставили в недоумении — если подсанкционный гражданин РФ остается налоговым резидентом другой страны, вероятность его преследования, о которой говорил депутат, с поправкой не исчезает. "Не до конца понятна логика поправки,— сказал "Ъ" управляющий партнер International Tax Associates B. V. Рустам Вахитов.— Даже если допустить, что конфликт двойного резидентства по соглашениям об избежании двойного налогообложения решается не в пользу резидентства в РФ (что скорее является исключительной ситуацией), то стандартным для России методом устранения двойного налогообложения является зачет иностранного налога. По этой поправке двойному резиденту предоставляется полное освобождение вне зависимости от суммы уплаченного налога за границей".
Комментируя слова о том, что вся информация о КИК уже есть у налоговиков, юристы отмечают, что до сих подавались лишь сведения о названии компании и доле владения. Данные по прибыли и отчетности в первый раз должны представляться лишь сейчас, до 20 марта 2017 года. "Теперь же принимается закон о том, что, принеся справку о резидентстве в Дубае или Сейшелах, за 2015 и 2016 год декларацию о прибыли КИК в России можно абсолютно легально не подавать и налогов не платить",— удивляются эксперты.
Партнер Paragon Advice Александр Захаров отмечает, что международные санкции никак не влияют на применение соглашений об избежании двойного налогообложения. "Хотя после принятия этой поправки вполне вероятно, что многие страны такое новшество может заинтересовать",— говорит он. По его словам, все действующие соглашения с участием России содержат статью, которая определяет порядок того, какое из двух договорившихся государств имеет право "стричь" налогоплательщика: "Конечно, возможны сложные ситуации, когда наличие собственности и паспортов в обеих странах требует согласительной процедуры, но до такого исключительного случая обычно не доходит". Что же касается автоматического обмена, то пока не известно ни об одной двусторонней договоренности РФ в рамках декларации, к которой Россия присоединилась, отмечает эксперт.