Автошколы отправляют на пересдачу
ГИБДД зафиксировала снижение качества подготовки водителей
В 2016 году резко сократилось количество граждан, сдавших экзамены на водительские права с первого раза. В ГИБДД связывают это с низким качеством подготовки в автошколах. Организаторы водительских курсов причину видят в недостатках недавно корректированных правил сдачи экзаменов и в засилье фирм, обучающих вождению незаконно и фактически за бесценок.
Статистику ГИБДД, отражающую ситуацию со сдачей экзаменов на права, представили в пятницу на всероссийском научно-практическом семинаре руководящих работников автошкол. В 2013-2015 годах тест на знание теории с первой попытки прошли 52-53% граждан, испытание на площадке — 65-72%, экзамен на вождение в городе — 66-70%. По итогам 2016 года показатели снизились до 34%, 56% и 48% соответственно. На этом фоне снижается аварийность по вине водителей-новичков (со стажем вождения менее двух лет): в январе 2017 года число таких ДТП сократилось на 34% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, есть тренд уменьшения числа граждан, получивших права: в 2015 году их было 1,58 млн, в 2016 году — 1,38 млн.
"Снижение аварийности достаточно значительное, но это, как мне кажется, не такая уж и ваша заслуга,— заявил представителям автошкол замначальника отдела экзаменационно-регистрационной работы ГИБДД России Сергей Фомочкин.— Это скорее связано с повышением объективности при принятии решения о допуске водителя на дорогу и снижением коррупционных рисков (во время экзамена.— "Ъ"). А вот качество подготовки упало, судя по статистике, и его следует совершенствовать". С 2011 года в России идет реформа образования будущих водителей, имеющая целью снизить аварийность с участием новичков. Был принят закон, который запретил гражданам сдавать экзамены в ГИБДД без обучения в автошколе и ввел новые категории водительских прав (в том числе для владельцев мопедов). В августе 2014 года вступили в силу новые требования к автошколам, включая правило обучать вождению на площадке размерами не менее 0,24 га. В сентябре 2016 года вступил в силу регламент МВД с новым порядком приема экзаменов.
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол (МААШ) Татьяна Шутылева считает, что снижение аварийности как раз заслуга автошкол: они переработали программы, увеличили часы подготовки водителей и вложились в модернизацию (опрос МААШ показал, что почти 22% всех школ потратили более 500 тыс. руб. на закупку дополнительного оборудования). Снижение доли новичков, сдавших экзамен с первого раза, объясняется отчасти неточностями регламента МВД, считает глава Ассоциации автошкол Татарстана Елена Витюгова. По словам госпожи Шутылевой, еще осенью прошлого года был сформирован перечень из 27 вопросов по регламенту, требующих уточнения, но ГИБДД на них до сих пор не ответила.
В ходе семинара также обсуждалась проблема, связанная с большим числом нелегальных автошкол, которые не получили разрешительных документов (заключение ГИБДД, лицензия), но продолжают набирать учеников, предлагая курсы по ценам в два-три раза ниже рыночных (7-10 тыс. руб.). "Надзорные органы таких случаев почему-то не выявляют, мер не принимают, хотя все инструменты для этого есть",— заявил главный эксперт Национального экспертного совета по обучению водителей Александр Лыткин. Он напомнил про случаи, когда гражданин учится в автошколе, сдает экзамен, получает права, а потом ГИБДД в ходе проверки выясняет, что у автошколы не было лицензии, и через суд лишает водителя прав (такие прецеденты были в Москве и Красноярском крае).
В ГИБДД проблемы признают. В презентации Научно-исследовательского центра безопасности дорожного движения МВД (входит в структуру Госавтоинспекции) для представителей автошкол говорится о "недостатке квалифицированных кадров и штатной численности экзаменаторов", регулярных сбоях в базе данных ГИБДД, отсутствии "собственной материально-технической базы" для приема экзаменов, а также "слабом знании личным составом законодательства". Сейчас Госавтоинспекция собирает замечания автошкол, пояснил Сергей Фомочкин, к концу года будет сформирован проект приказа МВД с изменениями в действующий регламент.