"Роснефть" показала ВНХК правительству
Нефтекомпания создала финансовую модель проекта
ВНХК — проект "Роснефти" по созданию нефтехимического комплекса на Дальнем Востоке, который еще недавно выглядел утопическим, начал набирать обороты. Компания в феврале добилась для ВНХК создания ТОР в Приморье и представила в правительство финансово-экономическую модель и план развития производства. Но эксперты замечают, что строительство комплекса вряд ли уложится в сроки, а чтобы конкурировать на мировом рынке, придется решить вопрос с себестоимостью.
"Роснефть" в первом квартале направила в ведомства финансово-экономическую модель и план развития инфраструктуры "Восточного нефтехимического комплекса" (ВНХК). Сделать это надо было, по распоряжению полпреда в Дальневосточном ФО, вице-премьера Юрия Трутнева, до 20 февраля. "Все работы ведутся согласно графику",— пояснили "Ъ" в "Роснефти". До этого компания, в соответствии с утвержденной правительством в декабре 2015 года "дорожной картой", представила в четвертом квартале 2016 года проектную документацию по объектам комплекса на госэкспертизу.
Как уточнили в "Роснефти", переданный на согласование проект включает две очереди ВНХК мощностью 12 млн тонн в год по нефти и нефтехимию мощностью 3,4 млн тонн по сырью, идет подготовка к строительству. В компании отмечают, что "дальнейшее увеличение мощности будет зависеть от рыночной конъюнктуры". Сроки и объем инвестиций в "Роснефти" не уточнили. До этого предполагалось, что в 2020 году запустят производство нефтепродуктов (1,6 млн тонн бензина, 800 тыс. тонн авиакеросина, 6 млн тонн дизтоплива, 2,2 млн тонн нафты, 600 тыс. тонн кокса и 400 тыс. тонн СУГ), а в 2022 году — вторую очередь (900 тыс. тонн полиэтилена, 700 тыс. тонн полипропилена и 700 тыс. тонн моноэтиленгликоля).
Изначально проект был более масштабным — до 30 млн тонн нефти в год, третья очередь должна была удвоить объемы. Но вариант считали маловероятным как по финансированию (его глава "Роснефти" Игорь Сечин оценивал в 1,5 трлн руб.), так и по сырью. Источник "Ъ" на рынке отмечает, что обеспечить поставку 12 млн тонн нефти из трубы ВСТО — реально, но дополнительные объемы ВНХК вряд ли смог бы получить. До недавнего времени проект стагнировал на фоне модернизации действующих НПЗ "Роснефти", кризиса и санкций. В сентябре 2015 года "Роснефть" подписала меморандум о передаче контроля в ВНХК китайской ChemChina, а в июне 2016 года стороны подписали соглашение о совместном ТЭО и вхождении китайцев в проект с долей в 40% с пропорциональным финансированием. В сентябре партнеры утвердили этапы реализации ВНХК. С тех пор проект стали активно поддерживать "сверху", говорят источники "Ъ" на рынке.
В конце 2016 года Владимир Путин поручил правительству решить вопрос обеспечения ВНХК газом (4,5 млрд кубометров в год) и посоветовал "Газпрому" приоритетно подключить завод к трубе. На прошлой неделе министр энергетики РФ Александр Новак говорил, что "Роснефть" подала заявку на газоснабжение, "Газпром" готов подвести инфраструктуру. Но как отмечает источник "Ъ", знакомый с ситуацией, "одно дело сделать врезку, а другое — получить часть газа, который "Газпром" хочет поставить на третью очередь СПГ-завода в рамках "Сахалина-2", и согласовать цену". В "Газпроме" вопрос не комментируют. Второй подвижкой стало выделение 11 марта под ВНХК ТОР "Нефтехимический".
Глава Rupec Андрей Костин считает, что для экспортного ВНХК есть ниши для поставок новых объемов нефтехимии, но придется конкурировать с компаниями из США и России (проект СИБУРа Амурский ГХК). "Основным вопросом станет себестоимость",— считает он. Как полагает эксперт, заявленный объем производных этилена на выходе указывает на сильное вовлечение бензинов в качестве сырья пиролиза, либо на то, что "Роснефть" будет привозить сырье, что может означать непредсказуемую себестоимость. Так, компания рассматривала доставку нафты через Де-Кастри. Андрей Костин сомневается, что удастся построить завод в заявленные сроки, есть много нерешенных вопросов по инфраструктуре.