Александр Гончаров собрал жалобы
Обращений к бизнес-омбудсмену на Южном Урале стало на 80% больше
В Челябинской области основными проблемами бизнеса остаются административные барьеры, высокая налоговая нагрузка, рост тарифов естественных монополий и «неадекватная» кадастровая оценка недвижимости. По сравнению с 2015 годом число обращений к бизнес-омбудсмену выросло почти на 80%. По словам уполномоченного по защите прав предпринимателей региона Александра Гончарова, системные проблемы не решаются из года в год из-за отсутствия полномочий на региональном уровне.
Экспертный общественный совет при бизнес-омбудсмене Челябинской области вчера заслушал доклад по итогам работы аппарата уполномоченного в 2016 году. Предприниматели в прошлом году значительно чаще обращались к уполномоченному Александру Гончарову: их общее число выросло на 80% (было 279 обращений) — до 502. Из них 15 коллективных, а число пожаловавшихся предпринимателей составило 1204 человека, что более чем в четыре раза больше чем в 2015 году. Наибольшее количество обращений касается административных барьеров. «В числе проблем есть те, которые не решаются годами. Мы ставим эти вопросы из года в год. Нет у нас полномочий на региональном уровне их решить», – сообщил Александр Гончаров, выразив надежду, что со сменой состава представителей региона в Госдуме, некоторые вопросы сдвинутся с мертвой точки.
В докладе выделено пять ключевых проблем предпринимателей Челябинской области: высокая налоговая нагрузка, взыскание страховых взносов в пенсионный фонд, новый порядок применения контрольно-кассовой техники и рост тарифов на тепловую энергию. Последний стал предметом публичных жалоб бизнес-сообщества и в начале этого года. В феврале «Опора России» пожаловалась на существенный рост платежей за тепло для предпринимателей, эксплуатирующих нежилые помещения в многоквартирных домах. По данным бизнес-сообщества, после вступления в силу изменений в июне 2016 года, предусматривающих не только оплату по показателям индивидуальных приборов учета (как это было ранее), но и коммунальные платежи за общедомовые помещения пропорционально занимаемой площади, а также плату за неотапливаемые комнаты, суммы платежей выросли в 2-11 раз. «Когда начали разбираться, все согласились, что это проблема федерального законодательства, но тут выяснилось, что это проблема только Челябинской области, то есть в других субъектах РФ ее нет. И никак мы не можем добраться до истины», – сообщила в ходе обсуждения руководитель регионального УФАС Анна Козлова. По ее словам, проверки разных ведомств подтверждают правильность и правомерность начисления платежей, но резкого роста никто объяснить не может.
Вице-спикер заксобрания Челябинской области Семен Мительман предложил включить в список ключевых проблем предпринимателей еще одну – «неадекватную кадастровую оценку капитального строительства и земельных участков». Данный вопрос в качестве ключевого обозначался в докладе бизнес-омбудсмена в прошлом году, но, по словам вице-спикера заксобрания, проблема никуда не делась. По словам начальника управления экономической и промышленной политики аппарата заксобрания Светланы Савиной, федеральные власти фактически предоставили регионам механизм по решению проблемы: либо переход на новую систему, предполагающую создание спецучреждения и новых комиссий по оспариванию кадастровой стоимости, либо введение моратория. Отметим, что правительство Челябинской области отказалось от введения моратория на изменение кадастровой стоимости, чтобы не допустить резкого скачка финансовой нагрузки на население. Аналогичные решения приняты в 85 регионах страны.
По мнению председателя общественной палаты Южного Урала Олега Дубровина, данную проблему на региональном уровне решить невозможно. «Ну, создадим учреждение, что оно изменит, методика изменится кардинально, а базы данных нет. Даже если мы создадим новый институт, который будет заниматься кадастровой оценкой, нынешняя оценка уже не изменится», — отметил он. Тем не менее, участники совета решили включить кадастровый вопрос в число ключевых, посчитав, что это поможет быстрее принять решение о переходе на новую систему. Доклад омбудсмена будет рассмотрен на комитете заксобрания по экономической политике 23 марта, а затем на заседании.