На главную региона

Есть место для роста

В 2016 году на фоне снижения общего объема экспорта Россия продемонстрировала рост доли экспорта несырьевых товаров. Первое место по динамике роста занимают продукты сельхозпроизводства и сельхозпереработки, в которых традиционно «силен» юг России. Не отстает по темпам (хотя доля ее в общем объеме пока невысока) высокотехнологичная продукция из сферы IT-технологий. Эксперты отмечают, что мировая экономическая ситуация благоприятствует росту несырьевого экспорта и завоеванию новых рынков, задача экспортеров — обеспечить необходимые объемы и качество продукции.

Меньше нефти, больше продуктов

Подводя итоги 2016 года, ФТС констатирует снижение объемов экспорта в финансовом выражении на 17%. Основной вклад в падение стоимостного объема российского экспорта, по оценкам таможенной службы, внесло снижение цен на углеводороды (–22,5%).

Однако по информации главы Российского экспортного центра Петра Фрадкова, которую он озвучил в январе на Гайдаровском форуме, доля несырьевых товаров в структуре экспорта из России растет с середины 2016 года и достигла 56%. Петр Фрадков подчеркнул, что цифра сопоставима с результатами многих достаточно развитых стран. По данным ФТС, в 2017 году резкий рост показали экспортные поставки техники. Стоимостный объем их экспорта не изменился, однако в физическом выражении на 67,8% выросли продажи наземного транспорта кроме железнодорожного, на 18,6% — оптических аппаратов и на 26,4% — электрического оборудования. Нарастили поставки не только отечественные компании, но и иностранные производители, расположенные на территории страны,— Volkswagen, Hyundai и др. При этом экспорт ориентирован как на страны Европы, так и на Китай, Монголию, Вьетнам, Алжир, Иран и другие страны. Поставки продовольствия увеличились в стоимостном выражении на 7,7%, а в физическом — на 12,8%. Рекорды в сельском хозяйстве позволили России нарастить экспорт зерновых, картофеля, мяса и других видов продукции. При этом, помимо традиционных покупателей, увеличились поставки в страны Ближнего Востока, Азии, и в частности Китай, и даже в страны Латинской Америки.

В этом сегменте традиционно лидирует юг России. Так, например, Ростовская область занимает первое место в России по экспорту подсолнечного и сливочного масел, овощей, свежего куриного яйца. «Ростовской области „повезло“, она „не сидит“ на нефтяной и газовой трубе. Основными товарными группами экспортируемой продукции в настоящее время и в перспективе останутся товары с высокой степенью переработки»,— уверен руководитель Ростовского регионального центра поддержки экспорта Владислав Есин. В целом, по данным таможенной службы, экспорт региона за девять месяцев 2016 года составил $4 млрд 12 млн, что на 16,4%, или $566 млн, больше объемов за аналогичный период 2015 года. Физический объем экспорта за этот же период вырос на 24,4%.

Причем рост обеспечен не только экспортом сельхозпродукции, хотя он и составляет 56% в общей структуре продаж. Доля в 21,2% принадлежит минеральным продуктам, 8,5% — продукции машиностроения. Существуют уникальные производства, по которым регион не имеет конкурентов. Например, самолеты-амфибии ТАНТК им. Бериева.

Итоги 2016 года по динамике несырьевого экспорта будут подведены лишь в конце первого квартала года текущего, но уже сейчас ряд экспертов полагают, что цифра будет ненамного отличаться от целевого показателя в 5–6%.

Кризисные плюсы

Еще в 2014 году аналитики отмечали, что снижение курса национальной валюты стало позитивным фактором для предприятий-экспортеров, которые не использовали (или использовали минимально) зарубежные составляющие при производстве собственной продукции. Российский продукт стал за границей конкурентоспособным по цене. Однако бесконечно эксплуатировать ценовое преимущество невозможно. Рынок постепенно адаптируется, конкуренты ищут возможность снизить издержки, предложить потребителю интересные опции, акции. Помимо снижения цены необходимы преимущества качественные. И многие российские производители смогли воспользоваться экономической ситуацией для того, чтобы обеспечить конкурентоспособный уровень качества продукции. «Целый ряд отраслей получил дополнительный стимул к развитию в связи с ослаблением курса национальной валюты и введением ограничений на ввоз иностранной продукции. Среди отраслей, конкурентоспособность которых значительно выросла, можно выделить производство пищевых продуктов, обработку древесины и химическую промышленность»,— отмечает Алексей Тюпанов, исполнительный директор Российского экспортного центра (РЭЦ).

Внутренние экономические проблемы стали стимулом и для более активного освоения внешнего рынка отечественной IT-индустрией. Снижение потребительской активности привело к снижению внутреннего спроса на разработку программного обеспечения, а выгодный для экспорта курс национальной валюты подтолкнул к освоению западного рынка. Сегодня внутренний спрос на волне господдержки и курса на высокотехнологичную экономику постепенно восстанавливается, но активный выход на внешний рынок уже состоялся.

Еще одним положительным фактором эксперты считают рост числа предприятий-экспортеров. По данным таможенной службы, за период с начала 2014 года до конца первого полугодия 2016-го на юге России начали экспортную деятельность почти 1,5 тыс. субъектов предпринимательской деятельности. Однако стоит отметить, что за тот же период более 600 экспортеров прекратили ВЭД, не сумев закрепиться на внешнем рынке.

Таким образом, вопрос повышения качества продукции и снижения ее себестоимости путем модернизации производства и внедрения новых технологий остается для российских экспортеров по-прежнему актуальным.

«Умный» экспорт

В настоящее время набирает обороты экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, генеральный директор Центра международной торговли Владимир Салматов отмечает, что экспорт высокотехнологичных промышленных товаров стабильно растет. Российские предприятия успешно продают за границу микропроцессоры, бытовые стиральные машины, полиэфирные волокна, искусственные суставы, турбогенераторы, аппаратуру на основе рентгеновского излучения, оборудование для фильтрования и очистки жидкостей. Эксперт подчеркивает, что поставки идут не только в страны СНГ, но и во многие европейские страны. Генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков добавляет, что в отрасли высокотехнологичной продукции меняется географическая структура экспорта, количество стран, с которыми сотрудничают российские предприятия, растет.

В числе отечественных экспортеров высокотехнологичной продукции немало южнороссийских предприятий. Так, «Ростсельмаш», НЭВЗ, «Роствертол», ТАНТК им. Бериева из Ростовской области уже давно и прочно завоевали место на внешнем рынке. НПФ «Мегалит» из Краснодарского края экспортирует промышленные установки для нано- и ультрафильтрации в Узбекистан, Чехию, Польшу, Марокко. Краснодарское НПО «Вертекс» экспортирует уникальное сепарационное оборудование в Малайзию. Кубанское предприятие «Электроприбор» является одним из крупнейших российских производителей электрозащитных средств, осуществляя поставки в Абхазию, Казахстан, Венгрию, Молдову, Беларусь. НПО «Тайфун-Инновация» из Ставрополья экспортирует линии для сушки и обжаривания сыпучих пищевых продуктов, установки для внедрения пищевых добавок в орехи и семечки и другое технологическое оборудование собственного производства в четыре страны, в том числе и в Соединенные Штаты Америки. Это далеко не полный список.

Уже несколько лет Россия является одним из крупнейших экспортеров ПО в мире.

Президент НП «Руссофт» Валентин Макаров рассказывает, что 40% от общего объема экспорта ПО приходится на долю лицензионного программного обеспечения, 50% — на услуги по разработке и 10% — на проекты по заказу зарубежных корпораций. Львиную долю в экспорте ПО занимают крупные федеральные игроки, однако юг России тоже вносит свой вклад в «интеллектуальный экспорт». Так, собственное ПО в странах СНГ и Европы реализуют южнороссийские компании «Интернет-Фрегат», «Проф-ИТ», Fast Reports и многие другие.

Сами представители софтверных компаний отмечают, что, несмотря на внешнеполитическую ситуацию, спрос на российское ПО в мире остается высоким. Основным рынком для российских разработчиков программного обеспечения являются США. Одним из главных конкурентов России в этом виде экспорта является Индия. Но специалисты подчеркивают, что программные продукты от российских производителей более эффективны. Они представляют собой законченные высокотехнологичные решения, а не «разовые» продукты с невысокой стоимостью за счет дешевой рабочей силы.

При этом Валентин Макаров уверен, что потенциал российских «айтишников» в освоении внешнего рынка далек от реализации. Зарубежный рынок ПО отличается высокой конкурентностью, особенно со стороны центров офшорного программирования, расположенных в Юго-Восточной Азии, Китае, Индии и Латинской Америке. Поэтому для полного раскрытия экспортного потенциала необходимо предлагать качественно новые продукты.

Трудно, но реально

Правительство ставит задачу с 2017 года добиться роста несырьевого экспорта на 7% ежегодно. В текущих условиях добиться такого показателя возможно, но непросто. Роста от низкой базы уже не получится, внешний рынок все больше адаптируется к конкуренции с дешевой продукцией из России, а постоянная работа над качеством продукции требует от производителей постоянных вложений. Особенно сложно придется новичкам, предприятиям из группы МСБ. Еще сложнее будет тем, кто только делает первые шаги на внешний рынок.

«Международные рынки российские предприятия смогут завоевывать, предлагая исключительно конкурентоспособную продукцию или услуги. На сегодня девальвационный эффект уже отработан и больше не помогает. Все цены подтянулись к новому курсу. Даже идет отрицательная динамика курса, что сокращает маржу экспортеров. Поэтому нужно обеспечивать приемлемое качество продукции, сервис и оптимизировать издержки. Необходимы научно-техническое развитие, новые продукты, отвечающие растущим требованиям потребителя. Нужны господдержка экспорта и сокращение ставок по кредитам»,— считает Алексей Горенкин, генеральный директор компании «Полипласт».

«Устойчивые ниши сейчас лежат скорее в более сложных продуктах и услугах: многошаговых, таких как хай-тек, биомедицина, финансовые услуги, платежи,— согласен Егор Кривошея, специалист по исследовательской деятельности кафедры «Финансы, платежи и электронная коммерция» Московской школы управления «Сколково».— И границы между многими этими индустриями стираются, технологии переходят из одной индустрии в другую. Подобные универсализированные технологии могут стать нишей России на мировой арене и привлечь дополнительную экспортную выручку. Главное — смотреть не только на сам продукт, но и на идею, технологию, которую этот продукт предлагает. Однако нужно также помнить, что в некоторых индустриях ниша уже может быть занята, а попытки войти на важные для некоторых стран рынки могут спровоцировать торговые войны и введение дополнительных ограничений на экспорт российских предложений».

Хорошие перспективы в текущем году появляются у российских предприятий в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). 16 ноября прошлого года в Москве состоялось заседание Евразийского межправительственного совета, где рассматривалась окончательная редакция Таможенного кодекса ЕАЭС. На заседании было отмечено, что кодекс создает предпосылки для перехода к единому таможенному регулированию. Это должно позволить прозрачно и более эффективно работать в странах ЕАЭС. В документе учтены лучшие мировые практики, интересы бизнеса, введен более удобный алгоритм взаимодействия с государственными органами.

Иван Демидов

Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...
Загрузка новости...