Кредитом и советом
Российским экспортерам необходимо помочь удержать завоеванные на внешнем рынке позиции. Эксперты уверены, что это должна быть системная помощь, оказываемая как на федеральном, так и на региональном уровне. Основную нагрузку в решении этого вопроса берет на себя специально для этого организованный Российский экспортный центр (РЭЦ). Кроме того, для продвижения отечественной продукции за рубежом необходимо активизировать работу региональных торгово-промышленных палат и торгпредств в тех странах, где у российского бизнеса есть перспективные торговые интересы.
Дело государственной важности
На заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам президент РФ Владимир Путин назвал создание эффективной системы поддержки несырьевого экспорта в числе приоритетов государственного развития. Причем конкретные результаты работы этой системы, по мнению главы государства, должны появиться уже к концу текущего года.
Ряд масштабных проектов, заявленных в 2016 году и рассчитанных на период до 2025 года, стартует уже в 2017 году. Проекты будут работать в одной системе, не дублируя, а дополняя друг друга. Их общая задача — способствовать росту объемов несырьевого экспорта и количества компаний-экспортеров. Каждый из проектов направлен на решение конкретных задач. Так, в зоне интересов проекта «Международная кооперация и экспорт в промышленности» не только расширение поставок готовой промышленной продукции отечественных производителей за рубеж, но и заключение отечественными предприятиями долгосрочных контрактов на поставки комплектующих, деталей, узлов с зарубежными компаниями. «Развитие экспорта продукции АПК» предполагает расширение географии поставок и ассортимента продукции российских аграриев и сельхозпереработчиков.
Большую роль в развитии экспорта государство отводит инфраструктуре поддержки предприятий-экспортеров на местах. «В целом по ЮФО региональная инфраструктура поддержки экспорта сформирована,— отмечает Владислав Есин, руководитель регионального экспортного центра Ростовской области.— Созданы и ведут свою работу центры поддержки экспорта (в Ростовской области — АНО „Центр поддержки экспорта“, в Астраханской области — Астраханский центр координации поддержки экспорта, в Краснодарском крае — Центр координации поддержки экспорта Краснодарского края, в Волгоградской области — Центр поддержки экспорта Волгоградской области)».
В РЭЦ отмечают, что системная работа по всем направлениям поддержки позволит своевременно использовать выгодную конъюнктуру, сложившуюся на рынке, чтобы простимулировать развитие российского экспорта.
Финансовый вопрос
В 2014–2015 годах развитию экспорта способствовало снижение курса национальной валюты, что давало российской продукции ценовое конкурентное преимущество. «Если в 2015 году продукция российского производства по всему спектру предложения была абсолютно конкурентоспособна по ценовому аспекту, то начиная со второго полугодия 2016 года продукты и товары стали терять это преимущество. За прошлый год рубль окреп на 21% к доллару США. Экспортеры лишились возможности предлагать лучшую по сравнению с конкурентами цену, что сыграло против них в ряде случаев»,— комментирует Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари».
Сегодня для удержания позиций российским экспортерам необходимо повышать качество продукции и снижать издержки, а это невозможно без модернизации технологий и производства, без серьезных финансовых вложений. При этом ставки по кредитам для бизнеса все еще остаются высокими. Результат опроса более 400 некрупных компаний, проведенный РЭЦ, показал, что один из ключевых барьеров, препятствующий развитию экспортной деятельности,— недостаток финансовых средств. Поэтому одна из главных задач правительства страны и инфраструктуры поддержки экспорта — сформировать инструменты, воспользовавшись которыми бизнес смог бы минимизировать кредитную нагрузку. «На наш взгляд, самой действенной должна стать инициатива по субсидированию процентных ставок по кредитам в рамках поддержки экспортных и сельскохозяйственных предприятий. Если законопроект одобрят, то его могут принять уже весной этого года. А следовательно, первые кредиты с пониженной процентной ставкой экспортеры успеют получить к началу нового сезона»,— комментирует Виктория Назаренко, директор по работе с корпоративными клиентами Южного филиала Росбанка.
Эффективным инструментом снижения процентной ставки, по мнению экспертов, могут стать синдицированные кредиты. «Зачастую успешная реализация экспортного проекта в существенной степени зависит от размера процентной ставки по кредиту, выданному экспортеру или его иностранному контрагенту. На сегодняшний день конкурентоспособным показателем является размер ставок в рублях 9% и около 3% — в иностранной валюте. Далеко не все коммерческие банки готовы кредитовать на таком уровне,— рассказывает председатель правления Росэксимбанка Андрей Поляков.— Одним из решений в данном случае является организация совместного с коммерческим банком синдицированного кредита. Так, Росэксим-банк в части экспорта высокотехнологичной продукции может сбалансировать среднюю ставку до приемлемых значений, используя механизм субсидирования процентов по программе поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, которую РЭБ реализует совместно с Минпромторгом».
Стоит отметить, что воспользоваться возможностью снижения кредитной ставки предприятия-экспортеры, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью, могут уже сегодня. «Российский экспортный центр оказывает поддержку всем экспортерам несырьевых товаров. В то же время приоритетом является поддержка производителей высокотехнологичной продукции, продукции с высокой добавленной стоимостью. Так, кредитные ресурсы Росэксимбанка для таких экспортеров субсидируются государством,— отмечает Владислав Есин.— В Ростовской области таких экспортеров большое количество: „Атлантис-Пак“, „Лемакс“, „Амилко“, ООО НПО „Турбулентность-Дон“ и др.».
Вопросы маркетинга
Для российских экспортеров, особенно для предприятий, только начинающих экспортную деятельность, очень важными являются вопросы налаживания связей с зарубежными партнерами, продвижения собственной продукции на внешнем рынке. В решении этих вопросов ключевым игроком инфраструктуры поддержки экспорта являются торгово-промышленные палаты.
17 октября 2016 года РЭЦ и Торгово-промышленная палата Российской Федерации утвердили план совместных действий по развитию экспортного потенциала России. ТПП и РЭЦ видят несколько направлений совместной работы. Это продвижение российских экспортеров с использованием регионального и международного потенциала Торгово-промышленной палаты, разработка единого реестра экспортеров, создание единой экспертной площадки, в том числе для совершенствования нормативной правовой базы по вопросам развития и поддержки экспорта. Так, президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Николай Присяжнюк рассказывает, что предприятия-экспортеры сегодня могут воспользоваться и активно пользуются большим спектром услуг ТПП. Это выдача сертификатов и проведение экспертиз страны происхождения товара, выдача карнетов АТА (международный паспорт для временного ввоза товаров), консультирование, помощь в поиске контрагентов, проверка потенциальных партнеров, анализ рынка и многое другое.
Большую роль в налаживании перспективных связей, по мнению специалистов ТПП, играет участие представителей бизнеса из регионов России в выставках и бизнес-миссиях за рубежом. Николай Присяжнюк отмечает, что нередко итогом такой деловой встречи является подписание протокола о намерениях между российским предприятием и потенциальным зарубежным партнером. В дальнейшем такой документ может вырасти во взаимовыгодный контракт.
Эффективным инструментом государственной поддержки участников внешнеэкономической деятельности являются российские торгпредства за рубежом. Основные «клиенты» торгпредств — представители МСБ, которые или уже являются экспортерами, или только делают первые шаги в этом направлении. Именно им необходима помощь в поиске партнеров, в определении перспектив рынков, организации первичных переговоров. Для более активной работы с экспортерами из числа МСБ в 2017 году на базе торгпредств создаются торговые дома Российской Федерации за рубежом под эгидой РЭЦ.
Новым маркетинговым инструментом для экспортеров стал аналитический портал «Экспорт регионов». Ресурс, созданный РЭЦ в соответствии с запросами экспортеров, позволяет получить наиболее полную информацию как по регионам России и странам мира, так и по товарным позициям. «Мы планировали, что наш портал будет особенно востребован в регионах. Его будут использовать представители региональных администраций, центров поддержки бизнеса и т. п. Однако уже сейчас по статистике регистрации мы видим интерес всего экспортного сообщества, в первую очередь — представителей компаний-экспортеров»,— говорит Михаил Снег, директор РЭЦ по экспортной политике и анализу .
Уроки экспорта
Специальные знания для ведения экспортной деятельности сами экспортеры называют не менее важным фактором успеха, чем финансовый ресурс. «Для многих начинающих экспортеров экспортные операции — это бином Ньютона,— отмечает Николай Присяжнюк.— Отсутствие знаний вызывает страх. Люди боятся потерять бизнес, контактировать с государственными структурами, ничего не знают об инструментах страхования кредита, оформлении международных экспортных сделок».
Для решения этого вопроса в 2016 году РЭЦ запустил образовательный проект, который сегодня уже прошел «обкатку» в пилотных регионах. Ростовская область стала первым из 13 пилотных регионов, в которых заработала образовательная программа для начинающих экспортеров. «Образовательный проект РЭЦ реализуется в Ростовской области с 27 мая 2016-го,— рассказывает эксперт Образовательного проекта РЭЦ по работе с регионами Муталиб Курахов.— Сегодня в регионе сформирован штат тренеров, это пять представителей инфраструктуры поддержки экспорта. Очное обучение по первым пяти курсам прошли более 70 представителей предприятий малого и среднего бизнеса, заинтересованных в старте экспортной деятельности».
В текущем году образовательный проект должен охватить всю Россию. Вместе с расширением аудитории расширятся и список курсов, и возможности получения дистанционного экспорт-образования. Совместно с представителями ТПП и ряда ведущих экономических вузов страны РЭЦ сформировал рабочую группу, которая сформулирует единый профессиональный стандарт менеджера ВЭД.