Государство успокаивает частных партнеров
Минэкономики и ФАС отделят концессии от госзакупок
В Белом доме не стали дожидаться судебного рассмотрения нашумевшего спора между ФАС и участниками рынка государственно-частного партнерства и собрали межведомственную коллегию по этой теме. Ранее ФАС отменила конкурс на строительство автодороги в Башкирии, поставив под сомнение распространенную практику концессий с полным возмещением затрат инвестора. На коллегии первый вице-премьер Игорь Шувалов попытался успокоить отрасль, призвав чиновников работать "без истерик" и не пересматривать концессии.
Представители ФАС, Минэкономики, Минтранса, Минкомсвязи вчера обсудили проблемы государственно-частного партнерства — в ходе межведомственной коллегии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Поводом для этого стало решение УФАС по Башкирии, поддержанное центральным аппаратом службы. Напомним, ФАС отменила конкурс на строительство трассы Стерлитамак--Магнитогорск (участка транспортного коридора Европа--Западный Китай) по концессии. В ФАС решили: так как затраты инвестора целиком возмещаются из бюджета за счет платы концедента (местного правительства), конкурс надо считать госзакупкой и проводить его по соответствующим правилам. Против решения выступили Минэкономики, Минтранс, глава Башкирии Рустем Хамитов, а также отраслевые объединения (см. "Ъ" от 13 марта). Разбирательство в Арбитражном суде Москвы начнется в апреле.
Цена вопроса высока: концессии составляют 90% проектов государственно-частного партнерства, рассказал вчера заместитель главы Минэкономики Станислав Воскресенский. Всего в РФ реализуется 1,8 тыс. ГЧП-проектов на разных этапах. Большинство (76%) приходится на коммунальные услуги, 15% — на социальную сферу и 3% — на транспорт. В них уже вложено 126 млрд руб. частных инвесторов, из них 30 млрд руб.— по проектам регионального и местного значения.
По подсчетам объединения участников рынка Infraclub, если обеспокоившая их практика ФАС получит распространение, под угрозой окажутся 16 проектов общей стоимостью 271 млрд руб., в том числе два участка Центральной кольцевой автодороги в Подмосковье и строительство пунктов пропуска системы "Платон".
Глава ФАС Игорь Артемьев вчера призвал провести четкую черту между госзакупками и концессиями. ФАС поддерживает концессии, но стопроцентное возмещение затрат "похоже на имитацию", полагает глава службы. Сейчас в законодательстве идет речь о возмещении только части расходов, напомнил господин Артемьев. Ранее ФАС призвала регламентировать минимальную долю вложений инвестора (см. "Ъ" от 9 марта).
Чиновники и представители отрасли вчера поясняли — концессии отличаются от госзакупок рисками и расчетными сроками возврата средств. "Частный партнер несет риск невозврата осуществленных инвестиций",— отметил глава Минтранса Максим Соколов, напомнив, что исполнитель может получить штраф за срыв контракта. Как рассказал исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов (банк финансировал проект "Стерлитамак--Магнитогорск"), концессионер сам должен определить, сколько будет стоить строительство, по какой ставке он привлечет деньги и каков будет объем собственных инвестиций. Он добавил, что для проекта "Стерлитамак--Магнитогорск" последний показатель составил 48%, хотя обычно речь идет о вложениях в 20-30% от суммы проекта. По его словам, инвестиции в госзаказе рассчитываются максимум на полгода, в ГЧП — на срок от 7 до 20 лет.
Чиновники вчера пообещали внести в законодательство несколько поправок. Во-первых, о критериях, по которым концессии можно будет отличить от госзакупок,— об этом попросил Игорь Шувалов (вопросом займется рабочая группа Минэкономики и ФАС). Во-вторых, в список объектов концессий могут попасть информационные системы (это актуально для сферы госзакупок).
Кроме того, Игорь Шувалов призвал дать "больше гибкости субъектам федерации и муниципальным образованиям". Сейчас на долю муниципалитетов приходится большинство (85%) от числа концессий. По словам Станислава Воскресенского, в ведомстве изучают, не дать ли инвесторам возможность заключать одно соглашение на несколько объектов с разными заказчиками (в пример он привел строительство детских садов). В заключение Игорь Шувалов попытался успокоить участников рынка ГЧП — заявив, что чиновникам не стоит "переворачивать и вскрывать соглашения". "Если у ФАС или правоохранительных органов есть сомнения в том, что договор был заключен законно, тогда надо существующие процессуальные механизмы включать и работать, но без каких-либо истерик и спокойно",— призвал Игорь Шувалов.