Взрывоопасный календарь
Феномен Pirelli
В прошлом году Pirelli ошеломила публику. В ее календаре на черно-белых фотографиях Энни Лейбовиц появились художница Йоко Оно и певица Патти Смит, дамы весьма немолодые. Но они хотя бы были одетыми. Зато почти голыми предстали теннисистка Серена Уильямс и актриса Эми Шумер, девушки "альтернативной" стройности. Эми с улыбкой демонстрировала складки на упитанных боках. Конечно, поднялся шум, ведь все привыкли к тому, что им демонстрируют стройных моделей с гуттаперчевыми телами. Создатели календаря были довольны: скандал им и нужен. На самом деле была и другая цель: выступить противниками эксплуатации модельных фигур, предпочтя им женщин-борцов, пассионариев, лидеров. И попали в точку.
В календаре-2017 знаменитый Питер Линдберг развил феминистскую эстетику. Сплошь голливудские звезды — но какие! Такие как есть. Почти без грима. Сексуальную Джессику Честейн даже не узнаешь, пока не прочитаешь подпись. Идея "любите нас настоящими" самая модная теперь.
Pirelli всегда ловила в мировом эфире самые нужные флюиды. И раньше других.
Не все это знают, но календарь компании, по сути, стал эпиграфом к сексуальной революции 1960-х. Еще в 1962 году сотрудники компании по производству шин задумались о выпуске рекламного календаря. И первый был довольно унылым продуктом: девушки рядом с машинам и мотоциклами. Покупайте, мол, наши шины! Только кому такое было надо? И для создания календаря 1964 года к делу привлекли Роберта Фримана — это был фотограф, снимавший самих The Beatles. Фриман отправился с двумя моделями на Мальорку, где сделал солнечные, чувственные фотографии. Девушки, море, купальники. И был успех. Так начался феномен Pirelli.
Для сексуальной революции все было готово. В ход пошли даже танки. Календарь 1968 года снимал Гарри Печинотти. Дело было на острове Джерба в Тунисе. Как раз началась очередная война между Израилем и арабскими странами. Вернувшись в Тунис, группа увидела на улицах танки. Печинотти, у которого за плечами был Вьетнам, решил поснимать и это. У него отобрали все пленки, чудом сохранилась лишь съемка с моделями, которую он тайком переправил в Лондон. А может, ребята все это придумали, чтобы подогреть интерес к будущему календарю. В любом случае затея удалась: всем захотелось получить такой взрывоопасный календарь. Секс, танки, рок-н-ролл. Эпоха требовала.
Сексуальность как высокое искусство — вот код Pirelli. Не просто голые девчонки — для этого есть Playboy и тому подобное,— а высокохудожественные девчонки. Новый ренессанс, новые Евы, пусть и с кока-колой в руке. А шины? Ну при чем тут шины?
Календарь стал украшением офисов и богатых домов. В списке рассылки были члены королевской семьи Великобритании. Известен случай, когда в начале 1970-х Джон Леннон лично звонил в офис компании и просил календарь для себя и участников своей группы.
А потом начался нефтяной кризис. Искусство искусством, но шины тоже надо продавать. Почти десять лет, до 1984 года, календарь не выходил. Зато потом — уже без перерывов. Календарь ждут, его ругают, его называют шедевром. На Pirelli работали великие мастера: Артур Элгорт, Брюс Вебер, Ричард Аведон, Энни Лейбовиц, Марио Тестино. Некоторые по нескольку раз. Для Линдберга нынешний календарь уже третий.
И в нем же можно найти одно интересное "послание" миру. Между Пенелопой Крус и Кейт Уинслет затесалась русская девушка. Нет, не Водянова, она была в прошлом году. Анастасия Игнатова. Вы не знаете такой актрисы? Она не актриса, она преподаватель кафедры политической теории МГИМО. Как оказалась в такой обойме? Загадка. Сродни "русским хакерам". Что хотел сказать Линдберг? Видимо, следующее: русские всюду. Русские проникнут куда угодно. А может, разгадка кроется в биографии Анастасии. Она из семьи Сергея Чемезова, главы госкорпорации "Ростех". Вторая жена Чемезова — мама Анастасии. Но хватит уже задавать вопросы. Смотрите лучше календарь.