Русская сословная пенсия: дошло до колхозников

Краткая история пенсионной системы в России. Часть 4

В начале 1960-х годов пенсионным обеспечением оказалась охвачена последняя категория советских граждан — колхозники. Почти 30 лет, до 1990 года, система оставалась более или менее стабильной. А эффект от реформы 1990 года страна почувствовать не успела — СССР приказал долго жить.

Фото: М. Савин/Фотоархив журнала "Огонёк"

СЕРГЕЙ СЕЛЕЕВ

Неравенство крестьян

С середины 1930-х годов все колхозы получили возможность на свое усмотрение направлять часть прибыли на выплату пенсий старым колхозникам. Большинство хозяйств общим собранием такое решение, конечно, приняли. Но к началу 1960-х возник большой разрыв между суммами пенсионных выплат в колхозах-миллионерах и отстающих хозяйствах.

Размер пенсии колхозников в 60-е годы прошлого века зависел главным образом от того, передовое это было хозяйство или отстающее

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

В 1962 году НИИ труда организовал выборочное анкетирование колхозников в нескольких областях РСФСР, по итогам которого было установлено, что размеры отчислений на поддержку престарелых колхозников и сами размеры пенсий отличаются в зависимости от колхоза в разы. "В Ульяновской области колхоз им. Куйбышева отчислял в фонд помощи престарелым и нетрудоспособным 3,16% валового дохода, колхоз им. Кирова — 2,51%, колхоз "Россия" — 2,10%, колхоз "Волга" — 1,30%, колхоз "Советская Россия" — 3,10%",— говорится в отчете.

Однако более крупная доля отчислений не всегда соответствовала более высокому уровню пенсий. Например, в колхозе "Советская Россия" перечисляли в фонд помощи в 1,5 раза больше, чем в колхозе "Россия", а размер пенсии в первом случае был в 1,8 раза меньше. Это объяснялось тем, что в "Советской России" отношение размера фонда к численности престарелых было в полтора раза меньше, чем в колхозе "Россия".

В некоторых колхозах пенсионные выплаты полагались только тем его членам, которые не имели родственников, способных их содержать.

За всеобщее обеспечение колхозников пенсиями по старости особенно рьяно выступал Никита Хрущев. "Пришло время все дело пенсионного обеспечения колхозников поставить на более прочную основу, создать такие условия, при которых каждый честный сельский труженик в старости смог бы регулярно получать пенсию",— говорил он "Правде" в 1964 году, когда принимался закон о пенсиях для колхозников.

Спустя 103 года после отмены крепостного права, в 1964 году, Никита Хрущев даровал крестьянам право на государственную пенсию

Фото: Георигий Копосов/Фотоархив журнала "Огонёк"

Но пенсии для крестьян вводились с боем. Причем сопротивлялись, как ни странно, и сами колхозники. "Знаменитый председатель колхоза "Большевик" А. В. Горшков, депутат от Гусь-Хрустального избирательного округа Владимирской области, прямо заявил, что, "вводя пенсионное обеспечение колхозников, необходимо с самого начала предупредить развитие у отдельных колхозов иждивенческих настроений". Еще более жестко выступил председатель колхоза села Калиновка Курской области В. В. Грачев. По его мнению, следовало установить какой-то срок, может быть, три года, и предупредить колхозников отстающих артелей, что если за этот срок они не поднимут общественное хозяйство, то могут лишиться права на пенсию",— сообщает историк Ольга Капустина.

Тем не менее всеобщее пенсионное обеспечение колхозников было введено. Чтобы избежать сезонных или годовых колебаний заработной платы, закон предполагал "исчисление размера пенсии исходя из среднемесячного заработка за работу в колхозе в течение любых пяти лет подряд из последних 15 лет перед обращением за пенсией к бюджету". Были и республиканские отличия: для колхозников в Прибалтике стаж работы в колхозе, минимально необходимый для начисления пенсии, составлял всего 14 лет.

Докажи, что ты колхозник

Начисление пенсии происходило после подтверждения рабочего стажа колхозника. А вот здесь начинались сложности. Архивы многих колхозов были уничтожены во время войны или ликвидированы во время укрупнения.

"Для подтверждения стажа работы колхозники должны были приводить свидетелей, работавших с ними в одном хозяйстве в один период,— утверждает историк Капустина.— Для пенсионного обеспечения только в колхозах Владимирской области, по данным на 1 ноября 1965 года, было опрошено более 60 тыс. свидетелей.

Иногда в состав колхозных советов, оформлявших пенсии, входили малограмотные люди, которые портили государственные бланки и допускали серьезные ошибки при опросе свидетелей:

опрашивали лиц, которые совместно с заявителем не трудились или в период совместной работы были несовершеннолетними. Поэтому в Калужском районе Калужской области из 600 пенсионных дел, подготовленных советами, при проверке сотрудниками Министерства социального обеспечения ошибки были обнаружены в 460".

Еще одной проблемой было то, что во многих колхозах новая государственная пенсия была значительно ниже старой колхозной. "В Оренбургской области, Краснодарском, Ставропольском краях, а также в ряде других областей в экономически сильных колхозах размеры пенсий были выше не только минимальных размеров, но и пенсий, исчисленных по настоящему закону из заработка",— констатировала Лидия Лыкова, министр соцобеспечения РСФСР в 1961-1967 годах.

Работники колхозов-миллионеров были неприятно удивлены реформой 1964 года: государство обещало им меньше, чем они получили бы по старой схеме

Фото: Фотоархив журнала "Огонёк"

Были установлены льготы для колхозных активистов, которые организовывали первые колхозы. Это подавалось как "дань глубокого уважения и благодарности тем, кто своим трудом закладывал фундамент нового социалистического порядка". А вот пенсионное обеспечение бывших колхозников, которые по каким-то причинам вышли из колхоза до наступления пенсионного возраста, хотя и выработали необходимый трудовой стаж, было введено только с 1 января 1980 года.

Так или иначе, за счет колхозников общее количество пенсионеров значительно увеличилось. Отчисления в пенсионный фонд делали все организации, и колхозы были вынуждены все время увеличивать процент отчислений. "Колхозы первоначально перечисляли в фонд 4% валового дохода, с 1971 года — 5%, а с 1978 года — уже 6%,— отмечает экономист Ольга Халтурина.— Если предприятие своевременно не вносило взносы на социальное страхование, необходимые средства дотировались из государственного бюджета, так что пенсии выплачивались своевременно и в полном объеме".

Приусадебное хозяйство для пожилых крестьян почти всегда было единственным спасением от бедности

Фото: Исаак Тункель / Фотоархив журнала "Огонёк"

Одновременно с расширением пенсионных категорий вводились различные льготы. Например, в 1967 году оформление льготных пенсий было дозволено гражданам, осваивающим северные территории. Пенсионное обеспечение полагалось при выработке 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 лет в приравненных к ним местностях.

Реформа 1990 года

Рост числа пенсионеров и введение новых льгот для различных категорий граждан, например для учителей, привел к значительному снижению обеспеченности пенсионного фонда финансовыми ресурсами. Поэтому Совет министров СССР последовательно увеличивал тарифы страховых взносов, а незадолго до распада Советского Союза была проведена очередная пенсионная реформа.

В последние 30 лет советской власти росло не только количество пенсионеров и льготников, росли и тарифы, а сама пенсионная система становилась все более запутанной

Фото: Анатолий Бочинин / Фотоархив журнала "Огонёк"

В мае 1990 года был принят закон "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", гарантировавший всем нетрудоспособным гражданам СССР право на материальное обеспечение путем предоставления пенсии. Документ выделял два вида пенсий: трудовые (к которым относились пенсии по возрасту или старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет) и социальные.

"Возраст выхода на пенсию не был изменен, однако претерпела изменения система исчисления размера пенсий,— рассказывает экономист Алексей Пудовкин.— Притом что был сохранен принцип минимального и максимального коэффициентов замещения, сам порядок расчета пенсии был изменен".

Основным критерием, определяющим размер пенсии, стал трудовой стаж, а не размер заработка, подчеркивает Пудовкин. Минимальная пенсия по старости составляла 55% заработка, при этом за каждый полный год работы сверх 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин пенсия увеличивалась на 1% заработка. Максимальный относительный размер пенсии был зафиксирован на уровне 75% заработка.

Маленькая пенсия была не единственной бедой советских стариков, проблемой была и возможность «отоварить» деньги. Настолько, что покупка колбасы превращалась в праздник

Фото: В. Веленгурин/ Фотоархив журнала «Огонек»

По мнению экономиста, поскольку "с ростом стажа происходил и рост зарплаты, что логично, учитывая карьерный рост и приобретение с трудовым стажем дополнительного опыта и навыков, то можно сказать, что пенсионная система образца 1990 года создавала больше стимулов к активному труду, нежели пенсионная система, существовавшая ранее".

К концу существования СССР пенсионная система начала постепенно отходить от уравнительного принципа начисления пенсии. Главным новшеством реформы стало учреждение 15 августа 1990 года Пенсионного фонда СССР. Средства Пенсионного фонда были исключены из госбюджета, а сам он должен был управлять пенсионными средствами.

Важным нововведением стало появление добровольного пенсионного страхования. Работники могли заключать договор добровольного пенсионного страхования и вносить средства в счет накопительной части будущей пенсии. Дополнительные пенсии планировалось выплачивать из страхового фонда Госстраха СССР. Половина этой доплаты формировалась за счет работника, а вторая половина — за счет государственного бюджета.

При этом организации могли возмещать уплаченные работникам взносы по добровольному страхованию. Получается, что пенсионная система, сочетавшая принципы обязательного и добровольного пенсионного страхования, была реализована еще в СССР и досталась новой России со всеми своими достоинствами и недостатками.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов пенсионеры в СССР обрели важную роль в семье. Только у них было время выстаивать многочасовые очереди и караулить в магазинах неожиданное появление хоть каких-нибудь товаров

Фото: Liu Heung Shing, AP

Оценить все плюсы и минусы новой системы страна не успела. "Плановая экономика в 1991 году откровенно затрещала по швам, скрытая инфляция после распада СССР обернулась гиперинфляционным шоком в 1992-м, пенсии стремительно обесценивались, никакие льготы и полумеры не могли спасти стариков от нищеты,— вспоминает Максим Кваша, экономический редактор журнала "Деньги", в 90-е — сотрудник Рабочего центра экономических реформ.— Что же касается кардинального обновления пенсионной системы, то даже попытки его обсуждения наталкивались на необходимость решения более срочных задач. Лишь в начале нулевых властям удалось реализовать новую пенсионную реформу, впрочем, половинчатую и тоже обреченную на неудачу".

Вся лента