«Это почерк тех, кто пытается запугать, а не добиться результата»
Киевский политолог в эфире «Ъ FM» — об убийстве Дениса Вороненкова
Петр Порошенко назвал убийство экс-депутата Госдумы Дениса Вороненкова «актом государственного терроризма со стороны РФ». Киевский политолог Алексей Курпас ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Олега Булгака.
— «Премьер палас» — что это за отель, что там мог делать Денис Вороненков?
— Он мог там либо проживать, либо в ресторане проводить какую-то встречу. Не суть важно, что он там делал. Самое важное, что это действительно центр города, который находится под усиленной охраной, под усиленным наблюдением. Не так давно киевские власти установили более 3 тыс. камер видеонаблюдения. Поэтому, я думаю, будет прослежен весь путь киллеров, откуда они ехали.
— Версия заказного убийства, которую сейчас сделали основной, действительно должна оставаться такой? Или все-таки могут быть еще какие-то варианты, на ваш взгляд?
— Это, естественно, заказное убийство, это не маньяк какой-то, стрелявший непонятно в каких людей. Он четко шел с целью убить именно депутата Вороненкова. Единственная проблема в том, что даже несмотря на то, что он уже начал давать первые показания, вряд ли выйдут на конечного заказчика. Потому что он четко не понимает, кто является конечным заказчиком, и Москва это или не Москва, определить будет очень тяжело. Это все пока что домыслы.
— А вот некая показательность этого убийства, демонстративность, может о чем-то говорить?
— Да, и это, собственно, уже не первый случай. Вспомните убийство Павла Шеремета — журналиста белорусского, работавшего на российском телевидении, в центре Киева показательно взорвали в автомобиле. Это почерк тех, кто пытается запугать, а не добиться определенного результата, как сейчас пытаются повернуть в сторону коммерческих дел депутата.
— Политическая деятельность или бизнес-интересы, что все-таки превалирует?
— Естественно, политическая деятельность. Тем более, что экс-депутат Госдумы в последнее время стал очень разговорчив. Я так понимаю, он готов был предоставить украинским правоохранителям определенные документы.
— Бывший депутат Госдумы Илья Пономарев сообщил, что Денис Вороненков шел на встречу с ним. «Денис Вороненков убит в 11.25 у «Премьер паласа». Он шел на встречу со мной. Нет слов. Охранник успел ранить нападавшего», — написал Пономарев. И дописал: «Я говорил, что Вороненков не жулик, а свидетель, смертельно опасный для российских силовиков». Это как можно прокомментировать?
— Точно так же: это действительно политическое убийство. Второй экс-депутат российской Госдумы прекрасно понимает, кем это сделано и за что это было сделано. Все-таки полную информацию о деятельности и одного, и второго депутата в Украине еще не раскрыли, и они действительно дают свидетельские показания. А то, что у депутата Вороненкова был охранник --так он знал о том, что на него будет готовиться покушение, и именно поэтому будет нанята охрана.
— Вот эта версия украинских правоохранителей о причастности России будет, я так понимаю, развиваться дальше, ее рассматривают как ключевую. К чему это может привести?
— Это приведет только к полноценному расследованию. И будем надеяться, что оно будет объективное. Но еще раз повторюсь, что между киллером и заказчиком очень тяжело найти связь с Россией, да и на самого заказчика будет тяжело выйти. Не факт, что тот, кто заказывал киллера и это убийство, еще остается жив.
— Есть комментарий, что после убийства Вороненкова теперь его жене угрожает опасность. Как вы это расцениваете?
— Естественно, если она, как минимум, знает, где находятся определенные электронные бумажные документы, который Вороненков хотел передать Украине, то она находится в такой же опасности, как находился до этого он. Если в ближайшее время эти документы не будут переданы, то охота за ней будет серьезная.
— Если смотреть на ситуацию, как бы подняться над ней и посмотреть холодным взглядом, может это быть провокацией украинских спецслужб?
— На самом деле, версии необходимо рассматривать все, естественно, потому что если версии, которые начинают рассматривать, окажутся неправильными, будет потеряно время. На самом деле, если бы украинские спецслужбы хотели сделать провокацию, то, я думаю, она была бы несколько другого рода, тем более, что депутат Вороненков был действительно ценным свидетелем.
— И еще одна версия о том, что он был каким-то образом причастен еще и к делу Януковича, здесь какие-то у вас есть данные?
— Кстати, это вторые ключевые игроки в данной версии, так что, возможно, это не рука Москвы, а рука Януковича дотянулась до него. Эта версия тоже имеет право на жизнь.