Ядра выеденного не стоит
Россия не собирается обсуждать всерьез глобальный запрет на ядерное оружие
В понедельник в Нью-Йорке соберутся официальные представители более 110 стран, чтобы под эгидой ООН выработать договор о тотальном запрещении ядерного оружия. Делегатов от России на мероприятии не будет, как, впрочем, и представителей других стран--обладателей ядерного оружия. В МИД РФ "Ъ" заявили, что инициатива о запрете подобных вооружений "неактуальна" и "даже вредна", поскольку она может выбить "опору" из-под сложившейся системы глобальной стратегической стабильности. Сторонники концепции "ядерного нуля" тем не менее называют решение Москвы о бойкоте переговоров в Нью-Йорке "разочаровывающим".
Стартующие в понедельник в Нью-Йорке переговоры (а всего будет два таких раунда) должны в итоге привести к выработке юридически обязывающей конвенции ООН о запрете ядерного оружия. Соответствующее решение зафиксировано в принятой 23 декабря 2016 года резолюции Генеральной ассамблеи ООН. За принятие этой резолюции проголосовали 113 стран. 13 воздержались, 35 выступили против.
Среди тех, кто тогда голосовал против, была и Россия. Не будет официальной российской делегации и на начинающихся переговорах. "Россия полностью разделяет цель построения безъядерного мира, о чем мы заявляли не раз, в том числе и на высшем уровне. Но к достижению этой цели нужно продвигаться осмысленно, поэтапно и с должным учетом всех сопутствующих обстоятельств. В данном случае этого нет",— заявил "Ъ" директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружением МИД РФ Михаил Ульянов.
По его словам, в Москве "с уважением относятся к мотивам, которыми руководствуются сторонники радикального ускорения процесса ядерного разоружения". "Но предлагаемый ими образ действий заставляет вспомнить известное изречение о том, что порой благими намерениями вымощен путь в ад,— сказал высокопоставленный дипломат.— Эта инициатива (по запрету ядерного оружия.— "Ъ") плохо просчитана и даже вредна".
Исполнительный директор международного движения в поддержку уничтожения ядерного оружия (ICAN) Беатрис Фин назвала решение Москвы о бойкоте переговоров в Нью-Йорке "разочаровывающим". "Россия могла бы проявить себя в качестве мирового лидера,— заявила она "Ъ".— Враждебная риторика и все более широкое развертывание ядерных вооружений повышают риски неприемлемых гуманитарных последствий. России стоило бы принять участие в переговорах".
Однако, по словам Михаила Ульянова, у российских переговорщиков есть минимум пять причин не ехать в Нью-Йорк. "Во-первых, поставленная перед участниками переговоров задача не является актуальной. Запрет ядерного оружия был бы уместен на финальной стадии процесса полного ядерного разоружения, но не сейчас,— пояснил он "Ъ".— Во-вторых, идея запрета ядерного оружия носит ярко выраженный романтический характер и не учитывает современных реалий". По мнению дипломата, в сегодняшних условиях "ядерное оружие объективно обеспечивает сдерживание и, как следствие, является одной из опор глобальной стратегической стабильности". "Если эту опору в одночасье сломать, то рухнет вся конструкция, на которой зиждется эта стабильность. Процесс ядерного разоружения может быть только пошаговым, именно такой подход заложен в решениях обзорной конференции Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО.— "Ъ")",— заявил он.
Угроза ДНЯО и есть третья причина неучастия Москвы. В МИД РФ считают, что инициатива о запрете ядерного оружия "будет иметь крайне негативные последствия для целостности и жизнеспособности режима ядерного нераспространения, который и без того переживает не лучшие времена". Дело в том, что в соответствии с ДНЯО ядерное оружие, имеющееся в распоряжении пяти "официальных" ядерных держав (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), легитимно. В соответствии же с готовящейся конвенцией ядерные вооружения должны быть объявлены вне закона. "То есть в скором времени может возникнуть ситуация, когда параллельно будут существовать два правовых режима с почти совпадающим составом участников и взаимоисключающими положениями в отношении ядерных арсеналов. В медицине в таких случаях говорят о раздвоении личности. В международных отношениях до этого лучше не доводить",— предупреждает Михаил Ульянов.
Исполнительный директор организации Global Zero Дерек Джонсон, впрочем, убежден, что новая конвенция только укрепит ДНЯО. "В то время как неядерные государства будут обсуждать новый договор, ядерные страны продолжат модернизировать и расширять свои арсеналы, убеждая противников и союзников в том, что они готовы применить это оружие в случае конфликта. Но, по мере того как роль ядерного оружия в обеспечении национальной безопасности тех или иных стран будет расти, будут увеличиваться и риски. Речь может идти как о намеренном применении в случае эскалации, так и о реагировании на якобы имеющуюся угрозу или попадание бомб в руки террористов",— пояснил он "Ъ". По мнению активиста, в этом и заключается "реальная угроза ДНЯО".
Проблему же наличия двух взаимоисключающих международных договоров и риска перехода подписантов из одного режима в другой можно было бы, по мнению Дерека Джонсона, решить, указав в преамбуле к новой конвенции, что она не является альтернативой действующей. "Если Россия реально заинтересована в защите ДНЯО, она точно должна быть представлена за столом переговоров в Нью-Йорке",— говорит он.
Однако Москву не устраивает и тот факт, что конференция по запрету ядерного оружия будет работать на основе процедур Генассамблеи ООН, в соответствии с которыми проблемы ставятся на голосование, а его исход решает большинство. "Для нас неприемлемо то, что вопросы, самым непосредственным образом затрагивающие интересы безопасности России, будут решаться большинством голосов, без учета нашего мнения и даже вопреки ему",— сказал "Ъ" Михаил Ульянов. И назвал пятую причину скептического отношения Москвы к переговорам в Нью-Йорке: "Инициатива о запрете ядерного оружия ведет к росту отчуждения между ядерными и неядерными странами и к все большей поляризации на мировой арене".
Примерно таких же оценок придерживаются и другие члены "ядерной пятерки". Старший директор в Совете национальной безопасности США Кристофер Форд на днях сказал, что Вашингтон "категорически против" инициативы о запрете ядерного оружия. Подробно объяснять логику властей США он не стал, заявив лишь, что "такой запрет не будет способствовать поддержанию мира и безопасности во всем мире". Китай, как заявила на днях официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин, принял решение не участвовать в переговорах в Нью-Йорке "после серьезного обдумывания". Не примут участия в консультациях и представители стран, обладающих ядерным оружием незаконно (Израиль, Индия, Пакистан и КНДР).
"Время запрещения ядерного оружия еще не пришло. Страны, которые легально или нелегально обладают ядерным оружием, не откажутся от того, во что они столько инвестировали. У ядерных государств просто нет стимулов, чтобы в этом участвовать,— заявил "Ъ" президент ИМЭМО РАН, председатель Российского Пагуошского комитета Александр Дынкин.— С гуманитарной точки зрения идея ликвидации ядерного орудия может показаться привлекательной, но с точки зрения realpolitik она нежизнеспособна".