Хозяин «Цитадели»
Чем может быть полезен спецслужбам США хакер из России
Российский хакер Марк Вартанян признал вину по делу о мошенничестве. Ему грозит 10 лет тюрьмы. Суд США обвинял его в создании вредоносной программы «Цитадель». С 2012-го по 2014 год вирусом были заражены около 11 млн компьютеров по всему миру. Общий ущерб составил $500 млн. Вартанян согласился сотрудничать с обвинением в обмен на более мягкое наказание. Могут ли американские спецслужбы завербовать россиянина? Выяснял Алексей Соколов.
Москвича Вартаняна арестовали в сентябре 2015 года в Норвегии. Американские спецслужбы в сотрудничестве с норвежскими силовиками обвинили его в кибермошенничестве. Вартанян, или хакер под ником Колипто, был якобы причастен к созданию вируса «Цитадель». Ущерб от двухлетнего путешествия программы по интернету оценивают в $0,5 млрд. Поначалу Вартанян свою вину отрицал. Его адвокаты уверяли, что компьютер самого россиянина был заражен, потому-то его и приняли за соучастника группировки.
За делом Вартаняна следили из России даже пристальнее, чем это, казалось бы, нужно. Представитель МИД Мария Захарова даже сделала несколько заявлений.
«Мы много раз разъясняли, что данное дело — это элемент ведущейся американскими спецслужбами по всему миру охоты за российскими гражданами. Эта охота представляет собой абсолютное игнорирование норм международного права».
В заявлениях отчетливо просматривалась мысль о том, что неплохо было бы Вартаняна выдать российской стороне. О чем сам хакер, впрочем, ни разу не упоминал. В ноябре прошлого года Минюст Норвегии передал Вартаняна властям США, а конце марта 2017-го хакер признал вину и в ввиду того, что грозит ему 10 лет тюрьмы, заявил о готовности сотрудничать со следствием.
Вартанян действительно может быть полезен Вашингтону, считает генеральный директор агентства разведывательных технологий «Р-Техно» Роман Ромачев.
«В Америке на киберармию выделяется очень серьезный бюджет. Поэтому необходимо постоянно оправдывать выделенные средства. Американцам выгодно преподносить российских хакеров как некий бренд, некую угрозу. Хакер может сдать своих партнеров, рассказать о неких уязвимостях, — сказал он. — Скорее всего, у этих людей какого-либо будущего в хакерской среде нет. В результате сделки со следствием это уже люди отработанные и уже никому не нужный материал».
К тому же, Вартанян — не первый фигурант дела о «Цитадели». В 2012 году в Амстердаме были арестованы некие Смилянец и Дринкман. Они прилетели на отдых с женами, а из отпуска отправились на скамью подсудимых в США. Такая же судьба в 2013 году ждала петербуржца Дмитрия Белороссова — его тоже арестовали после отдыха, но уже в Испании. На тот момент ему было 20 лет, и по законам США он был несовершеннолетним. Белороссов вину признал и согласился сотрудничать.
Задержанные хакеры американским спецслужбам в качестве потенциальной рабочей силы неинтересны, считает замруководителя лаборатории по компьютерной криминалистике Group-IB Сергей Никитин.
«Сотрудничество со спецслужбами — история из разряда городских легенд, потому что спецслужбам и России, и США человека, который осознанно нарушает закон, достаточно сложно мотивировать и ему очень сложно доверять. Для того чтобы, например, заставить его работать на то же ЦРУ, ему придется подавать какую-то вводную информацию, которую хакер также может продать или слить», — заметил он.
К слову, «русские хакеры» уже стали самостоятельным брендом, и это признают спецслужбы как российские, так и американские. Под тренд в мире киберкриминала начали мимикрировать другие хакеры. Об этом заявили эксперты компании BAE Systems. Они проанализировали вредоносные программы, которые использовались для атак в Европе, и нашли в коде большое количество слов якобы на русском. По факту оказалось, что преступники так заметали следы — оставляли в текстах вирусов слова, которые были грубо переведены с помощью Google Translate или аналогичных сервисов.
В 2013 году МИД России посоветовал россиянам, у которых есть «обоснованные подозрения в том, что американские правоохранительные органы имеют к ним какие-либо претензии» воздержаться от поездок за рубеж.