Дорожные знаки приводят в движение
Венская конвенция будет изменена для удобства машин и людей
Внешний вид дорожных указателей, применяемый в западных странах, может измениться: готовятся изменения в Венскую конвенцию о дорожных знаках и сигналах. Специальная группа экспертов, созданная при Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН, в данный момент анализирует более 1,7 тыс. указателей, применяемых по всему миру, чтобы понять, какие из них можно использовать на дорогах. Необходимость в такой проверке возникла из-за распространения беспилотных автомобилей, для безопасной эксплуатации которых необходимы понятные и одинаковые указатели. Кроме того, в некоторых странах знаки настолько уникальные, что могут ввести в замешательство даже людей — приезжих туристов.
Что не так со знаками
Об изменениях, которые в перспективе планируется вносить в Венскую конвенцию о дорожных знаках и сигналах, “Ъ” рассказали в Научно-исследовательском центре безопасности дорожного движения (НИЦ БДД) МВД РФ, входящем в структуру Госавтоинспекции. Напомним, что конвенция была принята в 1968 году, ее ратифицировали 68 стран. Исторически документ задумывался, как эталон для создания национальных нормативных актов, регулирующих использование знаков (в России это ПДД), но по факту многие страны конвенции лишь придерживаются, используя на дорогах указатели, не совпадающие с конвенцией.
Все это создает ряд проблем для автомобилистов, рассказал “Ъ” начальник отдела НИЦ БДД Сергей Сторожев: проезжая транзитом через несколько стран, граждане могут столкнуться со знаками, значения которых им неизвестны, что вводит их в замешательство и может спровоцировать аварию. Кроме того, в мире активно внедряются беспилотные автомобили, оборудованные камерами для распознавания указателей: чтобы «софт» автопилота мог корректно это делать, необходимо единообразие знаков, а его по факту нет. «Мировое сообщество признало, что в условиях единой экономики и торговых зон должны быть единые правила перевозок,— поясняет Сергей Сторожев.— Но по факту единых обозначений нет ни для водителей, ни для компьютерных программ».
Для решения проблемы в 2013 году при комитете по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН была создана группа экспертов, которая в данный момент анализирует дорожные знаки, применяемые по всему миру (Сергей Сторожев из НИЦ БДД — заместитель председателя этой группы). По итогам ее работы выйдет финальный отчет, куда войдут рекомендации внести изменения в конвенцию, рекомендации для стран привести указатели в соответствии с конвенцией, либо рекомендации вообще исключить некоторые знаки из конвенции.
Какие знаки могут измениться
Последнее заседание группы экспертов состоялось в феврале 2017 года. В данный момент, рассказал “Ъ” Сергей Сторожев, группа экспертов занимается изучением более 250 знаков, входящих в конвенцию. К примеру, уже выяснилось, что в некоторых странах на знаке «Пересечение равнозначных дорог» применяется на крест, а плюс: решено, что именно крест должен быть единственно возможным изображением. В некоторых странах знаки «Ограничение скорости» и «Въезд запрещен» («кирпич») дополняются надписями, это тоже конвенцией не предусмотрено, в отчете будет рекомендовано отказаться от этой практики.
Недавно, рассказывает господин Сторожев, эксперты спорили о том, нужно ли делать современным изображение поезда на знаках «Железнодорожный переезд» вместо предусмотренного конвенцией схематичного изображения паровоза. Поезд в данный момент уже применяется на дорогах Боснии и Герцеговины, Ирана, Люксембурга, Сербии, Хорватии. В Нигерии поезд и знак «Проезд без остановки запрещен» (STOP) вписаны в красный треугольник. Все эти варианты конвенции не соответствуют, признали эксперты: традиционный знак с «паровозом» обеспечивает наименьшее время считывания водителем — 3,6 с, альтернативные — 5,5 с и более. А вот предупреждающий знак «Пешеходный переход» конвенции, наоборот, предложено доработать, добавив туда «зебру», как это уже сделано в большинстве стран мира, а изображение пешехода сделать более схематичным.
Следующим этапом будет анализ 1,5 тыс. применяемых в мире знаков, не имеющих аналогов в конвенции. К примеру, в Австрии знак о выезде на улицу с односторонним движение (против потока) обозначается тремя автомобилями (один красный и два черных) в красном треугольнике. В Скандинавских странах есть целая серия указателей, используемых в районе горнолыжных курортов: лыжник на желтом фоне в красном треугольнике («Осторожно: лыжники»), снегоход на желтом фоне в красном треугольники («Осторожно: внедорожные ТС»). В Бельгии есть знак, запрещающий использование круиз-контроля в автомобилях. Часть этих знаков впоследствии, возможно, попадут в конвенцию.
Австрия и Кувейт на одном из последних заседаний предложили специальный знак, разрешающий водителям сбивать шлагбаумы в том случае, если машина оказалась запертой на переезде: часть экспертов эту идею поддержали, сейчас проект дорабатывается. Также, возможно, будет разработан знак для заправок с альтернативными видами топлива (газ, водород) и станций для подзарядки автомобилей. Некоторые указатели предполагается вообще исключить из конвенции — например, «Хостел» и «Место для размещения трейлеров», поскольку на практике выяснилось, что они нигде не применяются.
У членов группы экспертов несколько раз возникали вопросы к знакам российским. Так, к примеру, в РФ табличка на синем фоне с названием населенного пункта означает, что водитель может продолжать двигаться со скоростью 90 км/ч. Согласно же конвенции табличка может быть как синей, так и белой, на выбор государства, и ее цвет на скоростной режим не влияет. Российский знак «Тоннель» относится к предупреждающим (в красном треугольнике), в то время как во многих европейских странах он является знаком особых предписаний (в синем прямоугольнике). Кроме того, желтый фон используется в России для знаков, применяемых в местах производства дорожных работ, но в скандинавских странах это стандартный цвет для предупреждающих знаков, поскольку он лучше читается на контрасте со снегом. По этим вопросам окончательных решений еще не принято, Сергей Сторожев говорит, что собирается отстаивать позицию России. «Нужно, чтобы применяемые у нас знаки не менялись, а, наоборот, брались за основу для изменения конвенции,— говорит он.— Еще в конце 1970-х, к проведению Олимпиады, в СССР проводились научные работы, по итогам указатели стали гораздо удобнее и понятнее для восприятия».
Финальный доклад будет представлен рабочей группе по безопасности движения КВТ ЕЭК ООН, которые будут инициировать внесение изменение в Венскую конвенцию по дорожным знакам и сигналам. Точных сроков окончания подготовки доклада и его презентации пока нет, говорит Сергей Сторожев. В ГИБДД России Ъ пояснили, что даже после внесения изменений решение об изменении российских ПДД будет приниматься «по мере необходимости», поскольку конвенция является рекомендательной, в ней закреплены «лишь общие нормы». В пресс-службе ЕЭК ООН на запрос “Ъ” не ответили.
Что думают по этому поводу эксперты
«Если знаки будут унифицированы и приведены к международному единому формату, то компаниям станет проще настраивать ПО для автопилотов и системы распознавания для конкретного региона,— говорит директор центра информационных и интеллектуальных систем ФГУП “НАМИ” Денис Ендачев.— Но технически возможно сделать так, чтобы автомобиль, пересекая границу той или иной страны, автоматически получал по зашифрованному каналу связи базу данных с изображениями местных знаков либо цифровые карты с координатами указателей, включая даже временные, применяемые во время дорожных работ».
«Знания» для баз данных получаются как опытным путем (сотрудники ездят по дорогам каждой страны с камерой и записывают все виды дорожных знаков), так и из официальных документов ответственного органа страны, добавляет глава направления корпоративных коммуникаций и мероприятий Volvo (некоторые модели способны распознавать знаки) Антон Свекольников. Глава пресс-службы ПАО «КамАЗ» (ведет разработку беспилотного грузовика) Олег Афанасьев подтвердил “Ъ”, что проблема с распознаванием знаков существует. «Заменить по всему миру дорожные знаки на унифицированные можно, но крайне долго и крайне дорого,— считает он.— Проблему можно решить дообучением систем технического зрения автопилотов на дополнительное количество знаков, то есть распознавать надо будет не 200 знаков, а 1000. Это сложнее, но решаемо».
Исполнительный директор ассоциации «Автонет» Владимир Колмаков считает, что большое разнообразие знаков в разных странах вряд ли станет препятствием для беспилотных автомобилей. «Достаточно создать базу всех знаков, загрузить ее в автомобиль, задав соответствующие условия (например, привязку к местности),— и беспилотник сможет правильно распознавать знаки в любой стране и верно реагировать на них,— пояснил он “Ъ”.— Кроме того, российские беспилотники изначально проектируются так, чтобы эффективно действовать в сложных условиях. В нашей стране плохо различимая разметка, плохо читаемые или залепленные снегом знаки — привычное явление, а потому российские системы для беспилотников строятся на более сложных алгоритмах. Системы западных беспилотников создавались в более “тепличных” условиях — с хорошими дорогами и поддерживаемой в идеальном состоянии инфраструктурой».