Публичные слушания делают виртуальными
Процедуру обсуждения строительных проектов переносят в интернет
Правительство РФ вносит в Госдуму законопроект, который фактически упраздняет процедуру публичных слушаний по градостроительным проектам, заменяя ее "общественным обсуждением". Эта процедура может проводиться в интернете на сайтах госструктур. В Белом доме считают слушания в сети "максимально удобными" и расширяющими "способы влияния граждан на принятие градостроительных решений". Некоторые эксперты не исключают, что перевод дебатов в интернет увеличит количество злоупотреблений и скандалов.
Проект поправок к Градостроительному кодексу РФ был разработан Минстроем, вчера опубликовано распоряжение премьера Дмитрия Медведева о внесении этого документа в Госдуму. В правительстве напоминают, что сейчас публичные слушания проводятся по проектам генпланов, при выдаче разрешений на строительство или реконструкцию объектов капстроительства, при отклонении от высотных параметров стройки и по другим основаниям. Эту процедуру чиновники предлагают заменить "общественным обсуждением", которое, в отличие от публичных слушаний, можно проводить в интернете без личного участия граждан — на сайтах органов власти. В Белом доме обещают, что в таком обсуждении смогут поучаствовать "все категории граждан", а лица без доступа в интернет могут представить письменные замечания. Механизм проведения "обсуждения" на сайте правительства не описан.
Публичные слушания о судьбе градостроительных проектов в России регулярно сопровождаются протестами жителей и скандалами. Например, в 2013 году в ходе слушаний по застройке Большого Козихинского переулка в Москве была избита муниципальный депутат Елена Ткач. А слушания по проекту реконструкции столичного Ленинского проспекта в том же году перешли в суд из-за "беспрецедентного масштаба фальсификаций", как заявляли в "Яблоке". Реконструкция в итоге была отменена. Отметим, что столичные власти в 2015 году уже заявляли о планируемом переводе публичных слушаний в приложение "Активный гражданин", поясняя это желанием привлечь к голосованию больше горожан (см. "Ъ" от 19 октября 2015 года).
Как следует из текста законопроекта (есть у "Ъ"), процедура "общественных обсуждений" будет четырехэтапной: власти должны сообщить о ее проведении на сайтах ведомств (не позднее недели до начала слушаний), опубликовать там же проекты (например, о капстроительстве), затем оформить протокол обсуждения и на финальном этапе опубликовать заключение о результатах слушаний.
Участниками обсуждения могут стать жители и владельцы земельных участков "на территории, в отношении которой подготовлен проект". Местных жителей при этом предполагается идентифицировать по паспортам с пропиской или их копиям; при "выявлении факта предоставления недостоверных сведений" замечания от участников слушаний не примут.
Все предложения граждан должны заноситься в протокол, а их содержание — в заключение по итогам слушаний, наряду с рекомендациями чиновников о целесообразности их учета в дальнейшем. Продолжительность обсуждения в интернете предлагается устанавливать самим чиновникам. В Белом доме уверены, что поправки "расширят способы влияния граждан на принятие градостроительных решений".
Исполнительный директор юридической компании Heads Consulting Никита Куликов говорит, что институт публичных слушаний сейчас "является формальностью, а вовсе не действенной процедурой" из-за применяющихся ухищрений — назначения мероприятия в неудобное время, его проведения в труднодоступном месте (например, на режимном объекте) или допуска к процедуре "ангажированных лиц". Координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов напоминает, что институт слушаний фактически ничего не решает: результаты обсуждения должны учитываться в принятии градостроительных решений, но "автоматически они их не определяют".
Старший юрист адвокатского бюро А2 Мария Понаморева говорит, что сама идея "не собираться по 500 человек в одном помещении" выглядит разумной, но в процедуре крайне важен "правильно оформленный протокол". Лидер московского "Яблока" Сергей Митрохин приветствует отсечение от слушаний сотрудников предприятий, поясняя, что в Москве эту категорию (из числа работников префектур и служб ЖКХ) нередко "используют для массовки". Господин Куликов не исключает, что перевод слушаний в интернет "еще больше увеличит злоупотребления", если законодатель не проработает систему контроля, например, с идентификацией участников по электронно-цифровой подписи. "Но поддержание инфраструктуры для такого контроля может быть крайне накладно",— рассуждает юрист. Господин Митрохин считает, что слушания приобретут "реальный смысл" лишь с введением возможности для граждан отправлять проекты на доработку.