Чертова дюжина лет на похороны наличных
Технологии
Сейчас в России работает около 2 млн POS-терминалов, абсолютное большинство из них задействовано в торгово-сервисных предприятиях. Эксперты ожидают, что безналичная экономика в России окончательно оформится к 2030 году.
По последним данным Центробанка, более 1,5 млн POS-терминалов в России задействовано в магазинах и различных точках, оказывающих те или иные услуги. Причем именно эквайринг в сфере торговли и услуг продемонстрировал хороший годовой рост — около 22%, тогда как доля POS-терминалов вне розницы увеличилась менее чем на 14%.
Очень активно развивается рынок бесконтактных платежей (технология NFC), чему поспособствовал и приход в Россию мобильных платежных сервисов, таких как Samsung Pay и Apple Pay (начало октября 2016 года). Согласно J'son Partners Consulting, по итогам 2016 года аудитория пользователей бесконтактных платежей в России, включая мобильные платежи с помощью технологии NFC, может достичь 7,5 млн человек.
Если говорить про Петербург, то, по данным экспертов, на 1 октября 2016 года в нашем городе 1,04 терминала приходилось на 100 тыс. жителей. От общероссийского количества терминалов (1,85 терминала на 100 тыс. человек) это составляет 5,66%. К середине 2016 года на 1000 карт в Петербурге приходилось 8,41 терминала, что более чем вдвое выше показателей в Москве и Московской области.
Егор Кривошея, специалист по исследовательской деятельности кафедры "Финансы, платежи и электронная коммерция" Московской школы управления "Сколково", считает, что темпы роста в Петербурге останутся ниже российских темпов в силу того, что насыщенность города терминалами по сравнению с платежными картами высока. "В ближайшие годы будет наблюдаться выравнивание количества платежных методов (карт, счетов) на стороне потребителя и устройств для приема на стороне торговых точек. Поэтому рост точно будет, но несколько сдержанный, незначительно отличающийся от существующих в Петербурге темпов в 6-7%", — подчеркнул он.
Цена вопроса
Что касается затрат на использование POS-терминалов, то, по данным компании "Дримкас" (выпускает оборудование для автоматизации розничной торговли), комиссия составляет от 1,6 до 4% за операцию. Самые низкие тарифы у производителей контрольно-кассовой техники: "Дримкас", "Атол", "Штрих".
По словам заместителя генерального директора ООО "Дримкас" Александра Шаплавского, к комиссии добавляется аренда или стоимость терминала. "Если расчетный счет и торговый эквайринг оформляются в разных банках, то появляется фиксированная стоимость обслуживания. Некоторые банки просят деньги за обучение сотрудников", — рассказывает господин Шаплавский.
В "Сколково" рассказывают, что сам терминал в России, обычно не стоит для мерчанта ничего и входит в контракт с банком-эквайером, хотя в последнее время появляются варианты аренды или оплаты минимального вознаграждения точкой при малом объеме операций. Что касается комиссии, то, по результатам репрезентативного опроса 800 традиционных мерчантов в России, который кафедра "Финансов, платежей и электронной коммерции" проводила в 2014-2015 годах, средняя величина торговой уступки составила приблизительно 1,8%. При этом контракты в СЗФО в среднем стоят дешевле — около 1,3%. Стоит отметить, что торговая уступка зависит от множества параметров, в том числе от размера предприятия, принадлежности к сети.
По словам господина Кривошеи, основной заработок с эквайринговых контрактов получает банк-эквайер. "Крупные мерчанты, однако, отмечают возможность смены эквайера, что может влиять на возможности заработка. От предоставления в аренду или от продажи POS-терминалов прибыль получают производители оборудования. Однако платежный рынок в целом — это сложный процесс, и важно, что размер торговой уступки влияет на прибыльность эквайрингового бизнеса. Изменение уровня межбанковской комиссии, основанное исключительно на издержках агентов, может привести к сворачиванию программ лояльности на эмитентской стороне, а следовательно, и к снижению активности на платежном рынке. Подход к эффективности существующих условий, основанный на выгодах каждой стороны рынка, более эффективно учитывает все особенности, в том числе и для регулирования", — поясняет он.
В Северо-Западном банке Сбербанка рассказывают, что на приеме банковских карт к оплате при покупке товаров и услуг зарабатывает прежде всего торгово-сервисное предприятие. "Традиционно при внедрении возможности для покупателя осуществлять покупку безналичным способом у компании возрастает средняя сумма чека, увеличивается товарооборот, повышается лояльность клиента и увеличивается ядро постоянной аудитории. Стоимость услуги несопоставима с расходами на инкассацию, размен, безопасность и отчетность. Банки устанавливают индивидуальный тариф, который зависит от множества составляющих: сегмента бизнеса, рода деятельности, типа устанавливаемого оборудования, оборота, суммы среднего чека. Услуга эквайринга оказывается одномоментно несколькими сторонами: платежные системы, банки-эквайеры и эмитенты, вендоры (поставщики оборудования)", — пояснили в банке.
Ставка на технологии
Наряду с интенсивным развитием географии присутствия эквайринга также расширяется функционал терминалов.
По словам Дмитрия Шиляева, председателя правления банка "Югра", уже сейчас торговые точки могут выбрать устройства, в которых применяются разные способы обмена данными с процессинговым центром — посредством стационарного или мобильного интернета, телефонной линии, GPRS.
"Помимо этого, растет рынок мобильных POS-терминалов. Причем это не только классические переносные устройства, но и компактные модули, подключаемые к ноутбуку, планшету или мобильному телефону. Верификация операции может осуществляться подписью на экране мобильного устройства, а чек — распечатываться на мобильном принтере или отправляться по электронной почте или в SMS", — рассказывает он.
По словам Александра Шаплавского, кроме бесконтактных платежей, упрощается и сама процедура приема карт в связи с началом перехода на онлайн-кассы. "Растет количество интегрированных решений на основе PIN-PAD, когда касса работает как терминал, а для карты и ввода пин-кода используется выносная пин-клавиатура. Набирает обороты мобильный эквайринг на основе "легких" ридеров, которые подключаются к телефону, появился уровень операторов обеспечивающих мобильный предпроцессинг для крупных эквайеров — Альфа-банк, ВТБ, "Русский стандарт", "Картстандарт". Кроме того, развивается направления мобильных и псевдомобильных касс на основе планшетов", — перечисляет господин Шаплавский.
Безналичная экономика
Широкое распространение POS-терминалов — вопрос времени. Пока степень проникновения безналичных расчетов, особенно за пределами городов-миллионников, остается сравнительно невысокой. С другой стороны, имеются предпосылки к изменению ситуации, отмечают эксперты.
Так, по словам Дмитрия Шиляева, в прошлом году количество безналичных операций выросло на треть, а до 2020 года прогнозируют рост еще на 17-20%. "Распространение карт — речь в первую очередь идет о картах национальной платежной системы "Мир" — и развитие безналичных платежей активно поддерживается на государственном уровне", — говорит он.
В наступившем году наиболее интенсивная динамика ожидается от POS-терминалов, оснащенных технологией NFC. "Сегодня ее поддерживает более 30% устройств, что на 20% больше, чем годом ранее, а стремительный рост популярности бесконтактных платежей дает основания полагать, что к концу года количество NFC-терминалов может вырасти еще на 30-40%", — прогнозирует господин Шиляев.
Эксперты утверждают, что рынок POS-терминалов будет расти прогрессивно. Этому способствует "перевооружение" розничной торговли — изменения в 54-ФЗ и ввод онлайн-касс.
В "Сколково" считают, что Россия уже на пороге перехода к безналичной экономике, и ожидают, что к 2030 году безналичная экономика примет какой-то оформленный вид, при этом в крупных городах эра безналичной экономики наступит раньше.
Заплатить по старинке
Несмотря на радужные перспективы повсеместной автоматизации, развитие рынка безналичных платежей тормозится несколькими факторами.
В Северо-Западном банке Сбербанка (в Петербурге у банка на обслуживании более 35 тыс. терминалов) говорят, что на данный момент повсеместному внедрению терминалов мешает менталитет собственников торгово-сервисных предприятий. "Действуют ли они в силу привычки, продолжая рассчитываться наличными с собственными поставщиками, контрагентами и персоналом наличными, или действуют осознанно — это вопрос. Однако спрос на рынке диктует собственные правила: ежегодный прирост количества терминалов в Петербурге в Сбербанке составляет 25-30%, в регионах темпы прироста — 40-45%. Безналичный расчет постепенно приходит и в традиционные наличные сегменты: продуктовые рынки и услуги (юристы, нотариусы, риелторы, ритуальные услуги)", — рассказываются в банке.
Александр Казанский, директор филиала "Санкт-Петербургский" Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР), считает, что сдерживающих причин четыре. "Первая — низкий трафик в торговой точке. Вторая причина, которая вытекает из первой, — небольшой размер среднего чека. Если средний чек торговой точки составляет менее тысячи рублей, для продавца установка терминала принесет больше расходов на выплату комиссии. Третья — контингент клиентов и особенности бизнеса. Например, уличному чистильщику обуви вряд ли понадобится POS-терминал, а его клиенты, скорее всего, не имеют банковских карт. Четвертая причина — высокая доля расчетов наличными", — поясняет он.
Вячеслав Семенихин, директор по маркетингу сервиса мобильного эквайринга 2can&ibox, говорит, что чаще всего причиной отказа принимать безналичные платежи становится желание предпринимателей получить наличную выручку здесь и сейчас. "Это может быть связано и с тем, что бизнес ведется по "серым" схемам. Вторая причина — нежелание платить торговую уступку за безналичную операцию. Как ни странно, третья популярная причина — нежелание "усложнять процесс приема оплаты". То есть некоторые предприниматели до сих пор искренне полагают, что принимать оплату наличными гораздо проще", — высказывается он.
А в "Сколково" считают, что основной барьер для повсеместного приема карт торговыми точками — непонимание собственных выгод. "Многие торговые точки учитывают исключительно издержки, связанные с приемом платежных карт. Помочь увидеть выгоды могут дополнительные программы повышения финансовой грамотности. Однако в связи с недавним требованием обязательного приема безналичных платежей при достижении минимального объема транзакций, на мой взгляд, переход к стопроцентному приему карт неизбежен", — заключает господин Кривошея.