Президент США Дональд Трамп на прошлой неделе не смог реализовать одно из основных своих предвыборных обещаний — отменить принятую в 2010 году программу доступного здравоохранения Obamacare. Причиной тому стала вовсе не позиция демократов (хотя среди них не нашлось тех, кто выступил бы за смену программы), а разногласия среди самих республиканцев. Новая система медицинского страхования предполагает сокращение госрасходов, отмену штрафов для незастрахованных — но и сохранение налоговых льгот для участников программы, и запрет страховщикам отказывать в предоставлении страховки людям с хроническими заболеваниями.
Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ / купить фото
Провал (по крайней мере, временный) этой реформы интересен не только символически: на сэкономленные на соцрасходах средства планировалось реализовать другую амбициозную реформу — налоговую (включая снижение корпоративного налога с 35% до 15-20%, а также другие стимулы для повышения занятости в США). Ожидания столь мощной фискальной поддержки заложены не только в американские, но и во все мировые прогнозы.
Однако тесной, как это предусматривают аналитики и участники рынка, корреляции между снижением ставок, ускорением роста и занятостью американская статистика не обнаруживает. Как отмечают в Capital Economics, в предыдущие периоды снижения налогов — при Рональде Рейгане и Джордже Буше-младшем — занятость росла (особенно в 1981-1985 годах, а также в 2001-2005 годах), а рост ВВП ускорялся только в первые два-три года, но реализация второго раунда налоговых реформ (в 1986 и 2003 годах) такого эффекта не демонстрировала.
При этом последняя масштабная волна роста производительности труда (в частности, на фоне массовой компьютеризации) пришлась на вторую половину 1990-х годов, когда США наращивали налоговую нагрузку для покрытия дефицита бюджета. Тогда, напомним, бюджет США на протяжении четырех лет был профицитным — это должно было частично скомпенсировать выросший за время реформ Рональда Рейгана госдолг. При Джордже Буше производительность труда продолжила расти — но этот прирост оказался недолгим (не последнюю роль сыграло вступление Китая в ВТО в 2001 году, что сделало сборку в стране с дешевой рабочей силой наиболее выгодной).
Пока в Минфине США по-прежнему рассчитывают провести налоговую реформу до августа — однако большинство аналитиков сходятся во мнении, что реформа в лучшем случае может быть утверждена в следующем году. Невысоки шансы и того, что администрации удастся снизить налоги в обещанном объеме — поиск новых источников компенсации выпадающих расходов с учетом уже накопленного дефицита обещает быть делом нелегким.