Школьные годы протестные
Состав участников акции в Москве сильно помолодел
В воскресенье в Москве прошла крупнейшая с 2011 года несогласованная акция оппозиции — Алексей Навальный смог вывести на шествие против коррупции тысячи человек. Почти половина из пришедших оказались школьниками и студентами младших курсов. Сам господин Навальный почти сразу был задержан полицией, но его сторонников это не остановило: они несколько часов не расходились из центра Москвы, перекрыв в итоге Страстной бульвар. Задержаны были сотни человек, Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту избиения полицейского. Протестные акции прошли также в десятках других городов страны.
Московская акция начиналась мирно, если не сказать лениво — в два часа дня сторонники оппозиции без флагов и плакатов начали выходить из подземных переходов и вестибюлей станций метро «Белорусская», «Маяковская» и «Тверская». Напомним, столичная мэрия отказалась согласовать шествие в центре, предложив район Марьино или Сокольники. В ответ организаторы несколько расплывчато призвали оппозиционеров «приезжать на Тверскую и гулять против часовой стрелки». Как оказалось, эта тактика сработала — уже через полчаса после официального начала Тверская с обеих сторон была забита плотным потоком людей, двигавшихся от Белорусского вокзала до Манежной площади и назад. Наиболее плотным поток был в окрестностях Пушкинской площади: у памятника поэту полиция начала задержания вскоре после заявленного организаторами начала шествия, а напротив людей останавливали на светофорах, чтобы пропустить едущие по бульварам автомобили. Агитации почти не было, собравшиеся делились планами на предстоящее лето и как-то совсем между делом шутили по поводу пролетевшего над головами вертолета — мол, из города эвакуируют премьер-министра.
Солнечный, теплый день делал свое дело: даже полиция первоначально вела себя подчеркнуто вежливо. Некоторые молодые полицейские, стоявшие в оцеплении вдоль проезжей части, даже доброжелательно улыбались идущим. «Друзья! — доносилось из колонок бело-голубого микроавтобуса на Пушкинской площади.— Тем из вас, кто в этот весенний воскресный день пришел сюда выразить свою гражданскую позицию, напоминаем: это можно сделать в парке “Сокольники” на согласованной площадке. На метро вы можете доехать до “Сокольников” за полчаса!» Предложение встречали издевательским смехом и аплодисментами. Правда, в местах наиболее плотного скопления участников, где им приходилось спускаться с тротуара на проезжую часть, полицейские несколько раз принимали аплодисменты за сигнал к задержаниям.
Самого Алексея Навального задержали в 14:15 на пересечении Тверской и Мамоновского переулка. Отсутствие лидера не помешало оппозиционерам самоорганизоваться — центром протеста очень быстро стал памятник Пушкину. Возле постамента развернулся импровизированный «гайд-парк»: люди высказывались о властях страны, о коррупции и обсуждали действия полицейских, которые медленно окружали площадь в полной боевой выкладке. «Мы мирные люди, у нас нет оружия, по Конституции мы имеем право здесь собираться,— говорил пожилой мужчина в очках.— Вспомните протесты 2011 года: витрины тогда не били, машины не горели. Почему власть считает, что нас надо задерживать?» Внимательнее всего мужчину слушали те, кто никак не мог участвовать в акции 2011 года в силу возраста. Ко всеобщему удивлению, больше половины пришедших на акцию составили школьники, учащиеся колледжей и первых курсов институтов. Несколько парней выкрасили лица в зеленый цвет, в знак поддержки облитого зеленкой Алексея Навального, спутница одного из них ограничилась зелеными губами. Пятнадцатилетние школьники Вася и Глеб пришли на акцию вдвоем, посмотрев в соцсетях фильмы-расследования Алексея Навального. «В нашем классе больше никто не знает, что происходит в стране, им неинтересно»,— пожаловались они. Молодежь предпочитала держаться поближе друг к другу — площадь была заполнена группками подростков, которые иногда отбегали, «стреляли сиги» у взрослых и снова обсуждали происходящее между собой. «Слушай, ну сколько “Единая Россия” у власти? Уже лет 18»,— втолковывал остальным старшеклассник в зауженных спортивных штанах, явно прогуливавший уроки обществознания. «Дольше, чем мы живем»,— кивнула его ярко накрашенная подруга. В это время собравшиеся возле памятника начали скандировать: «Импичмент! Импичмент!». «Чего там про ментов?» — встрепенулся школьник. «Да не, они требуют импичмент. Это когда президента отправляют в отставку»,— объяснила девушка. «Погоди, а че, так можно было?» — искренне удивился ее друг.
В первый раз полиция лениво зачистила окрестности памятника, когда оппозиционеры прикрепили на постамент несколько плакатов с критикой премьер-министра. Аккуратно задержав пару человек, омоновцы сорвали все лозунги, кроме того, что был прикреплен выше всего. От криков «Позор!» испуганно взлетели голуби с головы Александра Сергеевича. Махнув рукой, стражи порядка ушли, а протестующие снова вернулись к постаменту. Молодежь развернула российский триколор и стала скандировать: «Россия будет свободной». На этот зов снова прибежали омоновцы, и автозаки пополнились возмущенными людьми. Место у постамента заняли новые протестующие.
Поначалу подростки воспринимали происходящее как игру. «Давай, давай, салочки,— кричали они каждый раз, когда от сотрудников пытался убежать очередной активист.— Осалит — 15 суток!» «Сейчас водометы пригонят и нам всем {конец}»,— делая круглые глаза, пугал друзей школьник лет тринадцати. «Ну хоть Пушкина отмоют, а то он весь зеленый стоит, прямо как Навальный»,— смеялись они. Героями дня стали два подростка, которые еще в самом начале акции залезли на фонарь рядом с памятником Пушкину. Полицейские не обращали на них внимания, пока один из юношей не облил пробегавших мимо стражей порядка водой из бутылки. Омоновцы остановились, отпустили схваченную девушку и окружили фонарь.
— Упс, запалились,— с нервным смехом приветствовал их подросток.— У нас денег нет, но мы тут держимся!
Толпа зашлась в хохоте.
— Слезайте давайте, иначе вы будете задержаны,— потребовал один из омоновцев.
— Ну мы так и так будем задержаны,— вполне логично указал юноша.— Лучше здесь посидим.
Весело улыбаясь, подростки начали делать селфи на фоне стоящих внизу омоновцев.
— Молодые люди, немедленно выполняйте законное требование сотрудников полиции! — не выдержав, закричал один из стражей порядка прямо через закрытое забрало шлема. Подростки пару секунд посовещались, а затем выдвинули встречное предложение:
— А давайте мы слезем, но вы нас не задержите?
— Мы не торгуемся, ребята,— веско произнес омоновец.— Мы предупреждаем.
— Мы тут тоже не торгуемся,— крикнул кто-то из толпы, и все начали скандировать: «Не слезай!» Один из полицейских вскарабкался на фонарь и полминуты что-то объяснял парням, потом спрыгнул на землю. Активисты восприняли это как поражение полиции и снова стали кричать «Позор!», после чего шеренга полицейских начала выдавливать их в подземный переход. Увидев, что полиция отвлеклась, подростки попытались по-тихому слезть с фонаря, но далеко уйти им не удалось.
К 15:30 полиция рассекла толпу протестующих на несколько «анклавов» по разным сторонам Тверской. Периодически между ними как перекличка прокатывалось скандирование «Позор!». Это означало, что омоновцы снова начали задержания. О «друзьях» больше никто не вспоминал — полицейские с мегафонами предупреждали, что «против вас будет применена физическая сила и все средства» — ударение на последнем слоге звучало особенно зловеще. Возле киноконцертного зала «Пушкинский» прошла настоящая зачистка: возможно, ОМОН принял строительный мусор за попытку поставить баррикады, поэтому действовал здесь особенно жестко. Людей всех возрастов били дубинками, клали лицом в грязь и тащили к автозакам через голые еще кусты. Посреди этого хаоса стояли четверо пожилых людей с Библиями в руках и громко молились вслух о восстановлении на этом месте снесенного Страстного монастыря.
Одни из наиболее жестких задержаний начались после того, как полицейские оттеснили людей с Пушкинской площади на Малую Дмитровку. В какой-то момент толпа резко бросилась бежать от полицейских, некоторые падали на землю, их хватали полицейские и тащили в автозаки. Примерено в это же время в сети появилось видео, на котором сотрудник полиции лежит на земле без сознания. Опубликовавший кадры журналист Би-би-си Андрей Сошников уточнил, что омоновца ударил мужчина «в полете с ноги» и теперь коллеги сотрудника полиции «избивают вообще всех».
К 16 часам последняя тысяча протестующих вышла на проезжую часть Страстного бульвара. Толпа напоследок скандировала антиправительственные лозунги и все тот же «Позор!». Напротив стояла тонкая шеренга омоновцев, которые дожидались подкрепления для того, чтобы перейти в наступление. Между оппозицией и стражами порядка бегали подростки, которые просили сфотографировать их на фоне «космонавтов». «Это самое {впечатляющее}, что я видел в жизни»,— громко восхитился какой-то школьник, уходя в подземный переход. Участники шествия расходились от заблокированных окрестностей Пушкинской площади по боковым улицам, где роль полицейского оцепления играли мирные бело-зеленые заборы городской программы благоустройства.
Полиция оценила число участников столичной акции в 7–8 тыс. человек, из которых задержаны порядка 500 человек. Организаторы, будучи задержанными, не смогли дать свою оценку численности митинга. Очевидцы и участники митинга говорят в соцсетях о 15 тыс. Независимая группа общественных наблюдателей «ОВД-Инфо» вечером в воскресенье сообщила о более 800 задержанных. Напомним, что даже после митинга на Болотной площади в 2012 году было задержано меньше протестующих — официально сообщалось о 436 задержаниях. В отношении Алексея Навального был составлен протокол об административном правонарушении за нарушение установленного порядка при организации несанкционированной акции на Тверской улице. Суд состоится в понедельник, 27 марта. Сотрудники его Фонда борьбы с коррупцией были задержаны в воскресенье вечером прямо в офисе, откуда они вели онлайн-трансляцию всех региональных акций. Их обвиняют в неповиновении законным требованиям полиции. За вещанием ФБК следили более 130 тыс. человек. Ведущему трансляции главе предвыборного штаба Алексея Навального Леониду Волкову вменяется ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Также Следственный комитет возбудил уголовное дело по ст. 317 УК РФ «Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов». Как утверждается, неизвестные лица избили 33-летнего полицейского, сейчас он находится в больнице с черепно-мозговой травмой.