«Не надо нас давить»
Воронежская акция против коррупции собрала в основном молодежь
Воскресный антикоррупционный митинг, прошедший на Никитинской площади в центре Воронежа, стал самой крупной за последние десять лет политической протестной акцией. По данным полиции, на него собралось 290 человек, однако представители властей признают, что эта цифра занижена минимум вдвое. Участники акции потребовали отставки руководства страны. Проблемы для полиции чуть не создали представители мэрии, обнаружившие «превышение численности» митингующих и сообщившие об этом организаторам. Впрочем, городских чиновников «кто-то вовремя попросил не настаивать», а собравшиеся встретили это с юмором.
ли собираться на площадке перед памятником поэту Ивану Никитину более чем за полчаса до его начала. Одними из первых там появились около десятка человек, называющих себя казаками, во главе с обычно шумным активистом «Союза добровольцев Донбасса» Евгением Мазепиным. Все время акции они находились рядом с манифестантами, но вели себя тихо и в мероприятии никак не участвовали. Митинг был согласован с мэрией, а за порядок отвечали не более десяти полицейских. Всерьез вмешаться в происходящее им пришлось лишь однажды. В самом начале акции в гуще участников появился активист «Молодой гвардии “Единой России”» и Национально-освободительного движения Александр Каминский. В руках он держал плакат «Навальный и Белых: одна взятка — одна тюрьма!». Активисты очень быстро его скрутили, и вызванные ими полицейские господина Каминского увели.
Главным героем акции, как и в других городах страны, стал премьер РФ Дмитрий Медведев. Манифестанты держали плакаты с уточкой, якобы обитающей на одной из дач главы правительства; Ждуном, «ждущим ответа» на обвинения в коррупции, выдвинутые оппозиционером Алексеем Навальным против господина Медведева, и предложением к премьеру «продать дачи и построить дороги». Кроме того, собравшиеся практически хором прокричали требования об отставке президента Владимира Путина. О местных проблемах почти не говорили, а вспомнили о них, только когда на сцене появился студент Вадим Гордеев, однофамилец воронежского губернатора Алексея Гордеева. «Вот, можете так и написать. На митинге против Медведева выступил Гордеев!» — в шутку обратился к журналистам общественник Роман Хабаров, помогавший организаторам «по юридической части».
Митинг собрал гораздо больше обычных для Воронежа полутора десятков протестующих. К началу акции на площади было около пяти сотен человек, причем известные в городе оппозиционеры составляли среди них критическое меньшинство. «Среди вас очень много молодежи, вы поколение интернета! На вас вся надежда!» — охарактеризовал состав митингующих выступавший первым экс-депутат гордумы и бывший вице-мэр Александр Болдырев. «Я, ребята, здесь только охранник, честное слово», — объяснил он журналистам свой статус на мероприятии. В пиковый момент численность участников достигала, по оценкам наблюдателей, тысячи человек. «Большой зал “Пролетария” вмещает почти 600 зрителей, и когда заканчивается аншлаговый сеанс, людей на площадке перед зданием примерно в полтора раза меньше», — описал методику подсчета один из сотрудников кинотеатра.
В толпе находились сразу несколько городских и областных чиновников, представители сферы ЖКХ (в их числе — известный по нескольким коммунальным скандалам предприниматель Михаил Палютин), сотрудники реготделения «Единой России». Встречаясь, чиновники радостно общались между собой, обсуждая последние новости.
Грустнее остальных почему-то выглядел самый статусный участник мероприятия — вице-мэр, член облизбиркома Сергей Глазьев. В начале мероприятия он, несмотря на пасмурную погоду, ходил в толпе в прикрывавших половину лица темных очках. На вопрос корреспондента „Ъ“, зачем ему в такую погоду эта оптика, он сообщил, что «скрываться и опасаться» ему некого. И действительно, через полчаса, когда солнце выглянуло, господин Глазьев наблюдал за происходящим уже без очков. В разгар акции сотрудники горадминстрации вдруг поняли, что численность митингующих превышает заявленные 300 человек. Один из чиновников даже напомнил организаторам о штрафах и о том, что в таком случае представитель мэрии должен прекратить мероприятие. Но организаторы отреагировали на это с юмором: они попросили тех, «кому не интересна коррупция», уйти с мероприятия.
Сергей Глазьев позже сообщил „Ъ“, что поговорить таким образом с активистами чиновники решили не по его инициативе. На уточняющие вопросы вице-мэр отвечал полным молчанием. «Мы ничего хорошего после такого обращения чиновников не ожидали, уже боялись появления ОМОНа, как в Москве. Но какие-то старшие товарищи вовремя подсказали “городским”, что не надо нас давить», — рассказал позже „Ъ“ один из организаторов. Впрочем, полицейские официально зарегистрировали лишь 290 участников, что практически гарантирует общественникам отсутствие проблем со штрафами. Митинг оказался самой многочисленной протестной политической акцией минимум за последние десять лет. Даже в конце 2011 года во время массовых протестов против фальсификаций на выборах в Госдуму в Воронеже на улицу вышло не более трехсот человек.