Ярославская оппозиция выступила против Иосифа Сталина
В областную думу внесен законопроект о запрете увековечивания памяти вождя
Депутаты Ярославской областной думы Сергей Балабаев («Гражданская платформа») и Василий Цепенда (ПАРНАС) внесли законопроект, запрещающий увековечивать память Иосифа Сталина на территории региона. Таким образом они рассчитывают противодействовать «политической реабилитации тирана и созданного им бесчеловечного режима». Во фракции КПРФ в заксобрании восприняли этот законопроект как провокацию и посоветовали его авторам «почитать историю».
В Ярославскую областную думу внесен законопроект «О запрете на территории Ярославской области увековечивания памяти Сталина». Под увековечиванием памяти авторы документа Сергей Балабаев и Василий Цепенда предлагают понимать установку памятников, присвоение наименований новым географическим объектам, одобрение деятельности Сталина в СМИ и в ходе проведения массовых мероприятий, а также размещение портретов вождя «в общественных местах, в административных зданиях и помещениях с целью создания положительного образа его личности и деяний». В пояснительной записке авторы напоминают о массовых политических репрессиях в период правления Иосифа Сталина и указывают, что они «нарушали существовавшее законодательство и основной закон страны — советскую Конституцию». «Характерно и то, что в результате раскрытия советских архивов было обнаружено значительное количество документов за подписью Сталина, свидетельствующих, по мнению современных исследователей, что именно он санкционировал почти все массовые политические репрессии»,— указывают авторы законопроекта Сергей Балабаев и Василий Цепенда.
Господин Цепенда объяснил “Ъ” появление инициативы недавней 64-й годовщиной смерти Иосифа Сталина (5 марта 1953 года), когда «по всей стране прошли мероприятия, посвященные чествованию этого товарища». Кроме того, депутат напомнил, что в феврале законопроект о запрете увековечения памяти Сталина принял в первом чтении парламент Ингушетии. Документ, одобренный накануне 73-й годовщины депортации ингушского народа, запрещает в республике установку памятников Сталину и присвоение его имени городам и улицам. «Обращаясь к коммунистам, восхваляющим деятельность Сталина, можно сказать, что они абсолютно непоследовательны, поскольку в 1956 году XX съезд ЦК КПСС признал преступную деятельность Джугашвили»,— заключил Василий Цепенда.
В ярославском обкоме КПРФ сочли провокацией внесение такого законопроекта. Секретарь обкома, глава фракции Компартии в облдуме Александр Воробьев предположил, что у авторов законопроекта «где-то чешется, видимо, слишком сильно»: «Им надо это место, которое чешется, защемить в дверях для того, чтобы у них там не чесалось и чтоб идиотские предложения не рождались». Его коллега по фракции Эльхан Мардалиев посоветовал господам Балабаеву и Цепенде заняться «более важными проблемами»: «Прежде чем выносить такие законопроекты, а я считаю, что этот законопроект политический, они хотя бы почитали историю: что было построено при Сталине в Ярославской области из того, что сейчас вносит деньги в бюджет. И вот я думаю, что если б они историю изучили, они бы с такой инициативой не вышли»,— заключил коммунист.
В период правления Иосифа Сталина на территории современной Ярославской области были, в частности, построены Ярославский резино-асбестовый комбинат, первый в мире завод синтетического каучука, Рыбинская гидроэлектростанция (ее возведение привело к появлению на Волге Рыбинского водохранилища и затоплению города Мологи). По данным на конец 1936 года, в области действовали 587 крупных промышленных предприятий, на которых работали более 200 тыс. человек. В регионе действовали учреждения системы Главного управления лагерей: Волголаг и Волжский исправительно-трудовой лагерь. Заключенные Волголага занимались, в частности, строительством Рыбинской ГЭС. В общей сложности от репрессий пострадали более 18 тыс. жителей Ярославской области.