Правила игры
со сроками огромными изучает заместитель руководителя отдела бизнеса Наталья Скорлыгина
Проект Северного широтного хода (СШХ) — железной дороги с двумя сложными мостами на севере Западной Сибири — как известно, планируют реализовывать на основе концессии. Концедентом выступает РФ, а концессионером — проектная компания, в которой с той или иной долей будет представлено ОАО РЖД. Мы задались вопросом: зачем полностью принадлежащей государству компании (и без всяких видов на сокращение госдоли), имеющей утверждаемую государством инвестпрограмму, прибегать к механизму концессии, причем в качестве концессионера, имитируя частного инвестора.
Фото: Сергей Михеев, Коммерсантъ
Мудрые собеседники "Ъ" отвечают на этот вопрос так. В рамках подобного соглашения концедент разделяет риски с концессионером — через разные механизмы, такие как капитальный грант, плата концедента, минимальная гарантированная доходность (компенсация разницы между предполагаемыми и фактическими доходами концессионера). И концессия — наилучший способ для госкомпании гарантировать погашение своих затрат на срок 20-30 лет — выходя далеко за грань бюджетного периода.
Посмотрим на судьбу инвестпрограмм госмонополий: при кризисе или оскудении бюджета — извольте перенести инвестиции "вправо". Но в случае концессии отсутствие в бюджете средств не будет основанием для отказа от погашения затрат. То есть такое соглашение — лучший способ обязать государство оплатить некую часть инвестпрограммы. В частности, при любом раскладе будет оплачена работа подрядчиков.
Концессия с участием госкомпаний в РФ — это способ снять риск секвестра госбюджета: отказаться от концессионного соглашения сложнее, чем урезать госрасходы
И тут на первый план выходит правильный расчет затрат и доходов. До определенной степени от ошибки государство страхует необходимость получения визы ведомств до заключения концессии. Но если ошибка возникнет, бюджет будет отвечать за качество планирования менеджмента госкомпании. В этом контексте что в случае с СШХ, что с высокоскоростной магистралью Москва--Казань беспокоит прогноз потоков грузов или пассажиров. Если не поедет то, что приносит доход, государству придется возместить недополученное. А работа аудиторов с проектами ОАО РЖД показывает наличие резерва: после аудита модернизация БАМа и Транссиба подешевела на 17 млрд руб., нашлась экономия в 16 млрд руб. в проекте обхода Краснодара...
Я помню, как в тощие годы в энергетике не раз пытались пересмотреть договоры на поставку мощности (ДПМ). Это в чем-то сходный с концессией механизм, когда инвестор сначала строит необходимые станции, а потом получает с энергорынка компенсацию затрат плюс гарантированную доходность. Во многих случаях решающим стал аргумент о том, что ДПМ "незыблемы", закреплены постановлением правительства, а внесение изменений негативно скажется на инвестклимате. Уверена, что те же аргументы будут приведены при попытке постфактум изменить объем погашаемых затрат по концессионным соглашениям.