Правила игры
переводит с чинглиша глава азиатской программы Московского центра Карнеги Александр Габуев
Сегодняшний саммит президента США Дональда Трампа и председателя КНР Си Цзиньпина во Флориде выглядит важным событием. По итогам встречи лидеров двух крупнейших экономик планеты и двух самых мощных держав XXI века станет понятно, начнется ли между ними торговая война, которая неизбежно затронет весь мир, в том числе и Россию. Пока все склоняется к тому, что войны не случится, хотя еще месяц назад перспективы полномасштабной конфронтации были вполне реальными.
В ходе своей предвыборной кампании Дональд Трамп много говорил о вреде Китая для американской экономики. Обвинение КНР во всех проблемах США стало общим местом многих выступлений. Кандидат от республиканцев грозился объявить Китай валютным манипулятором, ввести заградительные тарифы в 45% на большинство китайских товаров, а заодно укрепить военное присутствие США в Южно-Китайском море. Многие крупные бизнесмены и в США, и в Китае думали, что это всего лишь предвыборная риторика и после неожиданной победы Дональд Трамп преобразится и начнет вести себя более взвешенно, но и тут президент преподнес сюрприз.
Первые же назначения в администрации показали, что Трамп намерен взяться за Китай всерьез. В частности, главой Национального совета по торговле стал экономист Питер Наварро — один из самых лютых синофобов в американском экспертном сообществе. А затем президент Трамп созвонился с лидером Тайваня Цай Инвэнь и заявил в интервью Fox, что США не обязаны придерживаться политики "одного Китая". С точки зрения Пекина, это примерно то же самое, как если бы Трамп помимо телефонных разговоров с Владимиром Путиным начал бы общаться с Ахмедом Закаевым или Михаилом Ходорковским. Еще несколько недель назад мои американские собеседники рассказывали, что новая администрация обсуждает идею "большого китайского дня": одновременное объявление о вводе заградительных пошлин на ряд товаров из КНР, поручение Минфину изучить вопрос о валютных манипуляциях Китая и, наконец, продажа Тайваню крупной партии американского оружия. По мнению ряда советников президента Трампа, включая господина Наварро и главного стратегического советника Стивена Бэннона, эти шаги позволили бы выбить из Пекина серьезные уступки.
Сейчас понятно, что "большого китайского дня" не будет. Пекин умело нашел способ утихомирить нового президента. Связным оказался Генри Киссинджер, познакомивший посла КНР в Вашингтоне с Джаредом Кушнером — зятем и ближайшим советником Дональда Трампа. Кроме того, китайцы активно мобилизовали американский бизнес, работающий в Китае. Известно, что Трамп к крупным бизнесменам прислушивается охотнее, чем к дипломатам или разведчикам. В итоге Китай и США явно избегут торговой войны, а остальной мир пока может вздохнуть с облегчением.