На страже Арктики

ученик

Если в Арктике случится экологическая катастрофа, ликвидировать ее силами одной компании будет невозможно. Только совместные усилия нефтяников могут дать качественный результат по устранению последствий разлива. В этом процессе природоохранным технологиям ЛУКОЙЛа отводится ведущая роль.

Фото: ПАО «ЛУКОЙЛ»

В прошедшие выходные, 25-26 марта, ПАО ЛУКОЙЛ и ПАО "Газпром нефть" в соответствии с планами Росприроднадзора провели учения по отработке действий по предупреждению и ликвидации последствий аварий в Баренцевом море. По сценарию учений воздушный мониторинг ледовой обстановки выявил разлив нефти возле платформы "Приразломная" компании "Газпром нефть". Авария, якобы происшедшая из-за столкновения с танкером, привела к тому, что в море вылилось 5 тыс. тонн нефти — фактически суточный объем добычи на этом проекте. Этого достаточно, чтобы в экосистеме Арктики начались необратимые изменения.

Плановые учения по ликвидации нефтяных разливов на Баренцевом море — первый подобный опыт в мировой практике. До этого тренинги проводились в более благоприятных погодных условиях, например летом. Сложность нынешних учений в том, что Баренцево море покрыто льдами почти 300 дней в году, при этом толщина льда достигает 1,5 м. Особенно непросто работать в прибрежной зоне: именно она в наибольшей степени страдает от разлива нефти.

Согласно сценарию учений, "Газпром нефть шельф", обнаружив утечку нефти, направила запрос ЛУКОЙЛу, имеющему полный арсенал средств ликвидации разлива нефти в Арктике, включая технологии, инфраструктуру и обученных специалистов.

В ответ на запрос были оперативно сформированы колонны из вахтовых работников, пожарных, работников аварийно-спасательных служб. На берегу подрядные организации начали бурение льда мотобурами. Именно эта процедура позволяет узнать, имеется ли нефть в прибрежных водах. В случае ее обнаружения специалисты вырезают керн льда, рубят полынью — так называемую майну. Затем устанавливаются насосы, генераторы, с помощью которых нефть собирают во временные емкости.

Далее воображаемая нефть начинает поступать в цистерны, после чего направляется в нефтесборники ЛУКОЙЛа на переработку. В ходе ликвидации выхода нефтяного пятна на береговую линию компания проводит непрерывный мониторинг окружающей среды, включая наблюдение с воздуха, чтобы убедиться, полностью ли удалена нефть с водной поверхности.

Практика безопасности

Выполняя общероссийский План основных мероприятий по проведению в 2017 году в РФ Года экологии, ЛУКОЙЛ совместно с Проектом Программы развития ООН, Глобального экологического фонда и Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и WWF России намерены провести комплекс обучающих мероприятий по предотвращению гибели животных в случае аварийного нефтяного загрязнения. Основным результатом этих мероприятий станет включение в корпоративную практику ПАО ЛУКОЙЛ разработанных компанией методов по сохранению биоразнообразия, признанных на международном уровне и не имеющих аналогов в российском секторе Арктики.

Готовы ко всему

Учения подтвердили готовность отечественных нефтяных компаний к тому, чтобы свести к минимуму последствия возможной экологической катастрофы. Ключевая роль в этом отводится технологиям ЛУКОЙЛа. Несмотря на то что компания не ведет добычу в Арктике, она разработала не имеющие аналогов в России технологии по предупреждению и ликвидации разливов нефти.

Необходимые компетенции были приобретены при строительстве и эксплуатации Варандейского терминала на Баренцевом море — конечной точки нефтепровода Харьяга--Варандей. Через терминал экспортируется нефть, добытая в Тимано-Печорской провинции, в частности на месторождениях имени Требса и имени Титова, которые разрабатывает консорциум ЛУКОЙЛа и "Башнефти".

Варандейский терминал оснащен достаточным количеством спецоборудования для ликвидации аварийных разливов нефти. Это нефтесборщики, боновые заграждения, мотопомпы. Регулярно проводятся учения по ликвидации аварийных ситуаций, со специализированными предприятиями заключены договоры по пожарной безопасности. С 2008 года ООО "Варандейский терминал" проводит регулярное наблюдение окружающей среды в зоне предположительного влияния берегового резервуарного парка и отгрузочного терминала.

Кроме того, ЛУКОЙЛ, исполняя поручение Владимира Путина нефтегазовым компаниям, разработал программу сохранения биологического разнообразия в арктической зоне. Она предусматривает мониторинг природных систем, рекультивацию почв, восстановление флоры и фауны в регионе. Компания также участвует в программах ликвидации накопленного экологического ущерба в Арктике, вывоза мусора с ее загрязненных территорий. Экодесант молодых специалистов структуры ЛУКОЙЛа "ЛУКОЙЛ — Западная Сибирь" участвовал в очистке острова Белый в 2005- 2016 годах. За это время собрано больше 1 тыс. тонн металлолома, очищено 52 га земли.

Программа по сохранению биоразнообразия применяется на всех объектах компании. За 2014-2018 годы на эти цели запланировано потратить около 50 млрд руб. Большая часть средств — 42,2 млрд руб.— пойдет на предотвращение и ликвидацию аварийных ситуаций, 2,8 млрд руб. будет направлено на производственный экологический контроль и мониторинг. Еще 3,9 млрд руб. компания вложит в рекультивацию нарушенных и загрязненных земель. На воспроизводство водных биологических ресурсов (искусственное воспроизводство и выпуск молоди рыб) ЛУКОЙЛ потратит 0,3 млрд руб.

Моржи под присмотром

ЛУКОЙЛ и WWF с привлечением российской общественной организации "Совет по морским млекопитающим" в 2016 году организовали экспедицию по изучению атлантического моржа юго-восточной части Баренцева моря в зоне деятельности ООО "Варандейский терминал" (принадлежит ЛУКОЙЛу). Было организовано наблюдение за передвижением моржей и динамикой формирования лежбищ с использованием спутниковых передатчиков и фоторегистраторов, исследованы образцы тканей животных на наличие токсикантов. Работы продолжаются в текущем году.

Ольга Ступецкая

Вся лента