Протест съехал на обочину
По России прокатилась волна акций дальнобойщиков против системы «Платон»
В понедельник по всей России прошли акции водителей-дальнобойщиков против системы «Платон», организованные Объединением перевозчиков России (ОПР), куда входят перевозчики из нескольких десятков регионов. Мероприятия, в которых участвовали несколько тысяч человек, проводились в форме автопробегов, забастовок и митингов. Впрочем, часть грузоперевозчиков от участия в мероприятиях отказались, назвав их пиар-акцией ОПР.
В ходе акций протеста водители требовали полной отмены системы «Платон» (в рамках нее взимается плата за проезд по федеральным дорогам), транспортного налога, а также пересмотра всей системы грузоперевозок в России.
В Миассе дальнобойщики собирались провести автопробег, но в 9:00 организатора акции Николая Матвеева вызвали на допрос в городское управление МВД. Там господину Матвееву заявили, что он может быть причастен к угону грузовиков. Выпустили господина Матвеева только после 14:00. Водителей, желавших поучаствовать в автопробеге, на подъездах к Миассу разворачивали сотрудники ГИБДД, не пропуская машины в город и не давая возможности дальнобойщикам сгруппироваться в колонну. Пяти-шести грузовикам все же удалось попасть в город, они проехали по улицам без флагов и транспарантов.
Мурманские грузоперевозчики вышли на федеральную трассу «Кола» в районе поселка Пушной. Водители поставили фуры вдоль дороги, выразив протест протестными плакатами «А ты определился? Акциз — налог один, мы больше не отдадим», «Мы платим налоги, где наши дороги?». «Попытки заставить правительство выйти на диалог с перевозчиками, начать наводить порядок в отрасли автомобильных грузоперевозок с учетом требований и опыта непосредственных участников отрасли наталкиваются на глухую блокаду»,— заявила организатор мероприятия Мария Пазухина.
В Санкт-Петербурге акция началась в полдень: перевозчики припарковали свои грузовики и легковые автомобили на Московском шоссе. В общей сложности в акции участвовали более 100 человек. Еще до начала акции около своего дома полиция задержала лидера ОПР Андрея Бажутина за вождение без прав, рассказал “Ъ” секретарь ОПР Сергей Владимиров. По его словам, дальнобойщики планируют «жить на дороге», чтобы их требования (отменить систему «Платон» и транспортный налог) были услышаны. Участники акции, по его словам, собираются ночевать в грузовиках. Для обеспечения их жизнедеятельности на обочинах дороги уже поставили биотуалеты и разбили полевую кухню.
В Нижнем Новгороде десять грузовиков собрались рано утром рядом с Мызинским мостом: водители развешивали на фурах флаги и протестные плакаты, чтобы позже двинуться автопробегом. На место сборов прибыли полицейские. Они пытались договориться с организаторами разделить колонну, чтобы не создавать пробки, а также предлагали сопровождение и предупреждали участников акции об ответственности за перекрытия движения. Впрочем, подобных планов у протестующих и не было, рассказал “Ъ” глава нижегородского ОПР Алексей Лазарев.
В Ульяновске на акцию вышли около 300 дальнобойщиков, выставив 70 фур вдоль Олимпийского проспекта в Засвияжском районе областного центра. Перевозчики в ходе акции отказались принимать заказы. «Мы будем стоять, пока власти с нами не свяжутся»,— заявила “Ъ” одна из организаторов акции Лилия Кустова. Самарское отделение автоперевозчиков также присоединилось к стачке против «Платона». Участники акции остаются на стоянках и отказываются принимать заказы на перевозки, сообщил “Ъ” координатор регионального отделения ОПР Андрей Корнилов. «Около 300 машин отказались от перевозок. Пока неизвестно, сколько продолжится стачка — неделю, две, три, но до тех пор, пока мы не добьемся того, что требуем»,— сообщил он “Ъ”. В городе Энгельсе Саратовской области около 40 грузовиков собрались на проспекте Строителей у завода металлоконструкций. «Мы не протестуем, не перекрываем движение, мы просто не работаем»,— отметил один из организаторов Александр Черевко.
В Татарстане 200 грузовиков с 9 утра до 14 часов выстроились на обочине вдоль трассы М7 под Казанью, движение не перекрывалось. «У нас не было ни митинга, ни автопробега. Это было собрание, чтобы обсудить проблему системы “Платон”»,— пояснил “Ъ” член координационного совета ассоциации «Дальнобойщик» Андрей Лукин. По его словам, прибывшие на место полицейские переписали у дальнобойщиков личные данные, некоторым позже были выписаны протоколы за «грязные номера». Господин Лукин сообщил, что дальнобойщики намерены продолжить «пассивную акцию протеста», многие планируют не выходить в рейс.
В некоторых местах акции протеста проходили в форме митингов. К примеру, в Челябинске мероприятие было согласовано с городскими властями, пришло около 200 человек с флагами ОПР. В Ярославле акция протеста прошла в форме встречи с депутатами на Советской площади возле областного правительства. Собравшие 200 человек жаловались на сбои «Платона», постоянное повышение цен на топливо, запчасти и расходники, «драконовские штрафы». В Аксайском районе Ростовской области водители 30 фур собрались обсудить накопившиеся проблемы у хутора Ленин, не мешая при этом автомобильному движению по трассе М4. «Все прошло спокойно: мы не митинговали, а обсуждали наболевшие вопросы — весового контроля, штрафов, платных дорог, действий страховых компаний, по итогам встречи будет выработан итоговый документ»,— рассказал “Ъ” один из участников акции Роман Михник. В Екатеринбурге уральские дальнобойщики собрались на 47-м километре кольцевой автодороги, где провели согласованный митинг с участием 100 человек, после чего приняли резолюцию с требованием, в частности, отменить сбор денег в рамках системы «Платон» и транспортный налог.
В Росавтодоре, в свою очередь, заявили о «бесперебойном проезде легкового транспорта и штатной работе грузоперевозчиков». «Транспортировка грузов на внутрироссийских и международных маршрутах ведется в полном объеме,— заявили в ведомстве.— Ни одно из официальных отраслевых объединений перевозчиков не заявляло о перебоях с доставкой товаров, несмотря на заявленные в отдельных регионах страны акции оппозиционных организаций. Государству и сообществу перевозчиков удалось избежать анонсированных провокаций со стороны политических активистов». Вечером в ведомстве представили данные мониторинга протестной активности. В общей сложности мероприятия прошли в 21 городе. В Санкт-Петербурге в акции, по данным Росавтодора, приняли участие 17 машин, в Дагестане — 40, в Республике Северная Осетия — Алания — 39, в Татарстане — 19, в Саратовской области — 20, в Амурской области — 27 (в общей сложности 197 грузовых авто).
Напомним, что за несколько дней до протестных акций, в конце прошлой недели несколько ассоциаций, объединяющих перевозчиков, встретились с премьером Дмитрием Медведевым для обсуждения проблем системы «Платон». По итогам было принято решение увеличить тариф в системе с 1,5 руб. до 1,9 руб. с 15 апреля (соответствующее постановление правительства вышло в минувшую пятницу), хотя ранее планировалось увеличение до 3,06 руб. Позже господин Медведев дал поручение разработать законопроект об увеличение штрафов для не оплативших проезд в рамках «Платона» (сегодня он составляет 5–10 тыс. руб.), а также усовершенствовать систему налоговых вычетов для пользователей «Платона».
«Мы в акции протеста не участвуем, лучше вести конструктивный диалог с властью,— заявил “Ъ” участник совещания с премьером, глава ассоциации “Грузавтотранс” Владимир Матягин.— Тех, кто возмущается “Платоном”, на самом деле не так много. Я общался с теми, кто участвует в этих акциях, лозунги у них абсолютно политические, цели навести порядок не преследуется. Слишком уж они заигрались в политику». «С самого начала мы видели крайне слабую организацию данного мероприятия,— заявил “Ъ” глава профсоюза “Дальнобойщик” Валерий Войтко.— Мы к нему сразу относились довольно скептически, так как, по сути, это пиар-акция ОПР. Их выступления можно расценить исключительно как провокацию. Есть огромное количество проблем, связанных с “Платоном”, но размахиванием флагов и ультиматумами они не решаются».