«Сколько можно работать ради работы?»
В Челябинской области началась бессрочная забастовка дальнобойщиков
Водители большегрузов Челябинской области присоединились к всероссийской бессрочной стачке автоперевозчиков. Дальнобойщики отказываются выходить в рейсы и намерены проводить протестные акции, требуя полной отмены системы «Платон» и отставки правительства России. Вчера в Челябинске уже состоялся митинг перевозчиков, согласованный с мэрией. В ближайшие дни они намерены провести автомобильный пикет с участием 100 машин. Представители отрасли заявляют, что в забастовке участвует около 50% перевозчиков региона.
Митинг дальнобойщиков, заранее согласованный с мэрией, собрал около 200 человек на Алом поле в центре Челябинска. Таким образом, регион присоединился к бессрочной всероссийской стачке, инициатором которой выступило Объединение перевозчиков России (ОПР). Оно было создано после введения системы «Платон» (в 2015 году) по взиманию платы с грузовиков за проезд по федеральным трассам в счет возмещения вреда, который они наносят дорожному покрытию. Введение системы вызывало массовое недовольство и протесты дальнобойщиков из-за высоких тарифов и штрафов. На прошлой неделе вышло постановление правительства РФ, согласно которому с 15 апреля вводится новый тариф для проезда большегрузных автомобилей по федеральным трассам в рамках «Платона» — 1,91 руб. за 1 км пробега. Изначально планировалось, что плата повысится почти вдвое — до 3,06 руб. Однако за несколько дней до стачки премьер-министр Дмитрий Медведев встретился с представителями бизнеса и заявил, что тариф вырастет всего на 25%.
Но дальнобойщики настаивают на полной отмене «Платона». Поэтому стачка стартовала и будет продолжаться бессрочно Дальнобойщики, присоединившиеся к ней, не будут выходить в рейсы, рассказал руководитель регионального отделения ОПР Сергей Малевский. Помимо этого, у автоперевозчиков накопилась масса других претензий. Так, на митинге звучали требования отмены транспортного налога, регулирования режима труда и отдыха водителей, наведения порядка в системе весового контроля. Также дальнобойщики требуют пересмотреть «драконовские» штрафы, которые доходят сейчас до 400 тыс. руб., а также предоставить перевозчикам обоснования расчетов акциза на топливо. «Когда вводили акциз, нам обещали отменить транспортный налог. Естественно, нас обманули. После этого акциз поднимался несколько раз, на данный момент он составляет 7,7 руб. с каждого литра. Получается, что сейчас мы будем платить налогов больше, чем зарабатываем. Единственная цель, которая мне видится, это просто ликвидировать мелких перевозчиков как класс», — заявил один из участников митинга Максим Гришин.
«Сколько можно работать ради работы?» — возмутился другой митингующий Сергей Привалов и привел конкретный пример. Так, за рейс Челябинск—Новый Уренгой логистические компании платят максимум 95 тыс. руб. При этом только за топливо приходится отдавать 64 тыс. руб. (1,6 тыс. литров), оплата труда водителя составляет 4 руб. за км или 16 тыс. руб. за поездку. Из оставшихся 15 тыс. необходимо вычесть все налоги, а также расходы на «дорожные поборы» и поломки. Владельцам транспорта, по словам перевозчика, практически ничего не остается на содержание семьи и самого большегруза. При этом, по словам Сергея Привалова, ставки на грузоперевозки не менялись уже 12–15 лет.
Одним из главных требований митингующих стала отставка правительства России, а также объявление недоверия президенту РФ Владимиру Путину.
Кроме дальнобойщиков Челябинска активность хотели проявили перевозчики Миасса. 27 марта они планировали устроить автопробег, несмотря на запрет администрации города. Но акция протеста не состоялась. Вчера утром ее организатора — сопредседателя территориального отдела Межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Николая Матвеева — вызвали на допрос в городское управление МВД по заявлению о том, что он якобы может быть причастен к угону двух большегрузов. Из полиции дальнобойщика выпустили только после 14:00. Водителей, желавших поучаствовать в автопробеге, на подъездах к Миассу разворачивали сотрудники ГИБДД, не пропуская никого в город и не давая возможности дальнобойщикам сгруппироваться в колонну. Николай Матвеев, комментируя срыв мероприятия, отметил, что стачка бессрочная, и у миасских дальнобойщиков еще будет возможность заявить о себе. Сейчас, по его данным, во всероссийской забастовке участвует около 60% перевозчиков Миасса, и около 50% — в целом по области. Челябинские дальнобойщики в начале апреля заявились на проведение автомобильного пикета на 32–33 км трассы Челябинск—Курган. В заявке указано участие до 100 машин.
Отметим, по данным министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Челябинской области, на середину 2016 года обязательную регистрацию в системе «Платон» прошли более 3,5 тыс. перевозчиков региона, в общем парке которых 10,5 тыс. большегрузов. Общая сумма внесенной ими платы составила 155 млн руб. По данным управления федеральных автодорог «Южный Урал», в 2016 году на средства, полученные по системе «Платон», в регионе отремонтировали 86 км дорог.