Медицина уходит в частности
Деньги граждан замещают госрасходы на больницы
Согласно расчетам Научно-исследовательского института при Минфине (НИФИ), при текущем тренде госфинансирования системы здравоохранения доля частных расходов на него будет расти. Исходя из бюджетных проектировок 2017-2019 годов, к 2030 году она увеличится с нынешних 37,4% до 45-48%. Чтобы сохранить расходы россиян на медицину на нынешнем уровне или уменьшить, правительству необходимо или инициировать "налоговый" маневр, или вернуться к идее повышения взносов в Фонд обязательного медицинского страхования.
В ближайшие годы прирост рынка медицинских услуг сохранится, хотя и несколько замедлится по сравнению с 2016 годом (подробнее см. "Мониторинг"). Одной из причин расширения спроса на услуги коммерческой медицины является сокращение доступа населения к государственным медуслугам — в результате, по расчетам НИФИ на основании бюджетных проектировок, доля частных расходов в структуре финансирования российского здравоохранения будет расти.
Доля частных расходов на здравоохранение в стране, согласно данным за 2014 год из исследования сотрудников НИФИ "Частные расходы на здравоохранение в регионах России: факторы и последствия" (по открытым данным), составляет 37,4%, из которых 35,1% — прямые платежи из личных средств граждан. В последние восемь лет (2006-2014 годы) она оставалась неизменной, притом что в реальном выражении частные расходы увеличились на 65% (с 6,2 тыс. до 10,2 тыс. руб. на человека в год в ценах 2014 года).
В региональном разрезе максимальная доля трат граждан в оплате медуслуг (более 45%) в Санкт-Петербурге, Новгородской области, Краснодарском крае, а также в Ярославской, Новосибирской и Рязанской областях, в абсолютных цифрах (более 14 тыс. руб. на человека) — в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Тюменской, Новосибирской, Рязанской и Ярославской областях. Наименьшей (менее 15%) доля софинансирования медицины гражданами оказалась в Тыве, на Чукотке, а также в Магаданской области, в абсолютных цифрах — также в Тыве, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Дагестане и Алтае (во всех случаях — менее 4 тыс. руб. на человека).
В развитых странах доля частного финансирования в среднем составляет 27,3%. Этот показатель включает в себя 20,2% прямых платежей населения, что, согласно рекомендациям ВОЗ, является верхней границей допустимой доли софинансирования здравоохранения населением для развитых стран. В то же время в ряде развивающихся стран Юго-Восточной Азии и западной части Тихого океана целевой уровень прямых платежей был установлен на уровне 30-40%.
Согласно расчетам экспертов НИФИ "Прогноз расходов на здравоохранение в России до 2030 года", до конца этого срока изменить соотношение частных и государственных расходов в отрасли и приблизиться к показателям развитых стран РФ вряд ли удастся. Для значимого (с 38% до 25%, или на 0,2% ВВП) снижения доли частных расходов на здравоохранение госрасходы должны были бы вырасти на 2,3% ВВП к 2030 году. Даже для сохранения этой доли на нынешнем уровне к 2030 году общие расходы на здравоохранение должны достичь 5,8% ВВП (то есть вырасти на 0,2 процентного пункта, п. п.), при этом траты на 3,7% ВВП пришлись бы на госсектор (+0,1 п. п.), а 2,2% ВВП (+0,1 п. п.) — на частные траты.
Однако пока, по оценке автора прогноза советника главы НИФИ Николая Авксентьева, планы бюджетного финансирования на 2017-2019 годы предполагают снижение вклада государства в финансирование здравоохранения при росте доли частных средств до 45-48%. "Новым источником средств для здравоохранения мог бы стать "налоговый" маневр, который предлагает Минэкономики",— полагает эксперт. "Снижение ставки страховых взносов до 22% сэкономило бы часть средств в отрасли (за счет снижения взносов медработников), а рост сборов НДС дал бы дополнительные резервы для повышения федеральных госрасходов",— говорит он. Еще один возможный способ привлечения финансирования в отрасль — повышение ставки страховых отчислений с 5,1% до 5,9%, которое правительство обсуждало этой осенью,— однако вряд ли вернется к нему ранее 2018 года.