Частная медицина строит планы на вырост
Мониторинг здравоохранения
В ближайшие годы число пациентов на рынке частных медицинских услуг будет расти из-за дальнейшего снижения доступности медицинской помощи в сегменте ОМС и сокращения страхового покрытия в рамках корпоративных полисов ДМС. Такие выводы содержатся в докладе "Взгляд на перспективы развития рынка частных медицинских услуг в РФ в 2017-2019 годах" аудиторской компании KPMG.
В 2016 году рынок платных медицинских услуг вырос более чем на 51 млрд руб. (на 8,2%) — по итогам года его объем составил 622 млрд руб. "В перспективе до 2019 года он будет расти в среднем на 6% ежегодно, при этом в структуре платных медицинских услуг доля легальной коммерческой медицины, которая в 2016 году составляла 55%, к 2019 году увеличится до 57%",— говорит Виктория Самсонова, руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики KPMG в России и СНГ. При этом факторами, сдерживающими спрос на коммерческую медицину, даже на фоне роста доходов населения станут темпы прироста цен в отрасли. В 2017-2019 годах рост цен в отрасли ожидается на уровне 4,6%, 3,7% и 4,5% соответственно, тогда как темпы инфляции составят, по прогнозам ЦБ, только 4%.
"Все более выигрышным форматом на рынке медуслуг, по крайней мере в среднем и нижнем ценовых сегментах, становятся многопрофильные клиники, где можно получить всю необходимую медицинскую помощь под одной крышей",— говорит Владимир Ковальский, гендиректор компании Medesk. При этом, по его словам, важно успеть перестроиться не только под медицинские, но и под технологические ожидания клиентов, которые сейчас предполагают наличие у клиники онлайн-записи, электронной медкарты, мобильных приложений и поддержки онлайн-касс.
На фоне роста доли коммерческих медуслуг доля ДМС, наоборот, снизится с 20% до 19%, доля теневых платежей (на руки врачам) — с 25% до 23%. В 2016 году номинальный объем сегмента ДМС рос, но довольно медленно (на 6,7%) — из-за сокращения предоставляемого работникам пакета услуг в крупных компаниях и полного отказа от программ ДМС в ряде средних фирм. По оценке авторов доклада, в перспективе расширению ДМС могут способствовать только частные клиенты — в первую очередь те, кто потерял право на корпоративную страховку.