«Новый протест имеет все шансы стать намного более радикальным»
Памятник Пушкину в Москве закрыт на реставрацию до сентября нынешнего года. Согласно информационному сообщению мэрии, в связи с проведением работ часть Пушкинской площади огорожена забором. 26 марта там прошел митинг против коррупции. Политический обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Дризе считает, что власть найдет чем ответить Навальному. Но вот как решить новую проблему — несостоятельность молодёжной политики, — пока неясно.
Власть знает, как ответить. Слова Дмитрия Пескова о том, что люди выходили за деньги, прозвучали не просто так. Сеть облетел ролик с довольным подростком в автозаке. Он говорит о том, что Навальный и ФБК обещали каждому задержанному юридическую помощь, а именно — отсудить у государства в ЕСПЧ €10 тыс. компенсации. Соответствующая запись имеется в Twitter оппозиционера. Молодые участники протеста уже думают, как потратить деньги.
Несмотря на то, что все это явно не указывает на подкуп митингующих, нетрудно предположить, что СК найдет нужное применение всем этим материалам. А если так, то и результат будет. Нельзя исключать, что против Алексея Навального возбудят очередное уголовное дело. Таким образом, сработает известный тезис о «юридическом подвешивании» Алексея Навального.
Статус вечного подследственного под подпиской о невыезде и перспективой отправиться за решетку не дает пространства для маневра. Далее тему подхватят федеральные каналы телевидения и «правильные» блогеры. Навальный будет обвинен в использовании невинных юнцов в своих политических интересах. О регистрации на президентских выборах, скорее всего, придется забыть. Тема Навального как спарринг-партнера для кандидата от власти также на сегодня закрыта окончательно.
Означает ли это «закручивание гаек»? Может быть. Но, скорее, это просто оборона. Успокоились, расслабились, решили, что протест умер. Осталась только политтехнология — как привести народ то ли на выборы, то ли референдум. Но теперь система придет в движение, потому что не может допустить для себя даже самых малых вызовов. Поэтому гайки закрутят настолько, насколько посчитают угрозу реальной.
Но самое главное даже не в этом. Отличительной чертой новых акций стало полное отсутствие старых «болотных» оппозиционеров и примкнувшей к ним интеллигенции — Акунин, Быков, Парфенов, список можно продолжить. Старый протест либо ликвидировался, либо прекрасно уживается с системой.
А вот новый имеет все шансы стать намного более радикальным и бескомпромиссным. На улицы вышли школьники, которых, судя по всему, многое не устраивает. Чтобы там ни говорили о деньгах, Фонд борьбы с коррупцией нашел для них объединяющую идею, в отличие от учителей, завучей и кураторов из Минобра.
Так что, кроме борьбы лично с Навальным, власти, наверное, следует обратить внимание на молодежную политику. Возможно, здесь что-то идет не так. Было несколько комментариев в интернете, что, мол, зря распустили «Наших» — была бы какая-то альтернатива. Это как ностальгия по пионерам и комсомоле — нужно чем-то занимать подрастающее поколение.
И, конечно, власти желательно не давать Навальному повод — это уже про коррупцию.