Хорошо оркестрованный юбилей
Открылся фестиваль Ростроповича
Концерт классическая музыка
В Большом зале консерватории (БЗК) стартовал VIII Международный фестиваль Мстислава Ростроповича, приуроченный к двум круглым датам — 90-летию со дня рождения маэстро и 10-летию со дня его смерти. Сегодня и завтра на фестивале выступает Национальный симфонический оркестр США. Уже в третий раз за восьмилетнюю историю форума его открыл Заслуженный коллектив России Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова. На концерте побывал ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ.
Фестивалю Ростроповича, впервые состоявшемуся в 2010 году, понадобилось совсем немного времени, чтобы достичь международного уровня. Уже на третьем году существования он поражал масштабом программы, разросшейся с недельной до месячной, и калибром участников — дирижеров, оркестров и солистов мирового класса. Оркестр де Пари, Лондонский филармонический, оркестр Национальной академии Санта-Чечилия, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Антонио Паппано, Рудольф Бухбиндер, Максим Венгеров, Ван Юйцзя — вот лишь самые яркие имена. Шел 2012 год, еще существовал Фестиваль симфонических оркестров мира, но уже тогда его функцию — знакомить публику с лучшими коллективами разных стран — стал выполнять фестиваль Ростроповича. И окончательно взял на себя ее через год, когда Министерство культуры отказало фестивалю оркестров в поддержке.
За несколько лет фестиваль Ростроповича представил в России целое созвездие оркестров с программами, которыми мог бы быть доволен сам маэстро. Трижды приезжали "лондонские филармоники" с Владимиром Юровским и оркестр фестиваля "Флорентийский музыкальный май" с Зубином Метой, дважды — Филармонический оркестр радио Франции и Мюнг Вун Чунг, не говоря уже об оркестре Баварского радио и ряде других коллективов из Вены, Штутгарта, Лондона, Лозанны, Болоньи, Копенгагена. Кого на фестивале не было до сих пор — оркестров из-за океана, не выступавших в Москве уже пять лет. Те, кому в 2012 году довелось побывать на одном из концертов Чикагского оркестра с Риккардо Мути или Хьюстонского с Хансом Графом, подтвердят: американские оркестры отличает особое качество звучания. Сегодня, когда одни исполнители отказываются выступить в России, а другие слишком дороги, фестиваль Ростроповича добился невероятного: пригласил Национальный симфонический оркестр США (Вашингтон).
С 1977 по 1994 год коллектив возглавлял именно Ростропович; с ним он дал в 1990 году первые концерты в России после своего возвращения, с ним выступал в 1993 году на Красной площади. С тех пор минуло почти четверть века, тем интереснее услышать легендарный оркестр сегодня под управлением его главного дирижера Кристофа Эшенбаха. Шесть лет назад он открывал фестиваль Ростроповича Девятой симфонией Бетховена, теперь представляет две программы, где центральное место занимает Шостакович. В свое время Ростропович записал все симфонии Шостаковича, из них больше половины — с Национальным симфоническим. В том числе одну из лучших во всем цикле — Восьмую, которую теперь оркестр сыграет с Эшенбахом в Москве и Санкт-Петербурге.
Шостакович же звучал семь лет назад и на открытии первого фестиваля Ростроповича — Юрий Темирканов представил его Пятую симфонию; это подходило к поводу гораздо больше, чем нынешняя Вторая Сибелиуса под его же управлением. И дело даже не в том, что у Сибелиуса есть симфонии куда более новаторские, устремленные из начала ХХ века на столетие вперед, тогда как Вторая тяготеет к помпезной позднеромантической стилистике. Важнее, что ее исполнение едва ли соответствовало характеру личности Ростроповича: показанные перед концертом документальные кадры напомнили о нем как о человеке ироничном и самоироничном, неформальном и неформатном. У Темирканова же Сибелиус звучал со всей торжественностью и тяжеловесностью — по этому поводу могло бы найтись словцо у острого на язык Ростроповича. Сам он до последних дней был готов меняться, развиваться, расширять репертуар, заказывать новые сочинения; таковы же и ярчайшие участники его фестиваля — от Салонена и Ярви до Чунга и Янсонса. Ничем подобным не озабочены ни Темирканов, ни его коллектив, игравший Сибелиуса так, будто за последние несколько десятков лет в мировом оркестровом исполнительстве ничего не изменилось. Исключением была лишь беспокойная вторая часть с аутентичным привкусом соленой морской воды, остальные же навязчиво ассоциировались с ведром масла в мешке сахара.
Впечатление сгладила сюита "Моя матушка-гусыня" Равеля, и в руках Темирканова оставшаяся камерным тонким сочинением, где во всех смыслах сказочно звучали соло скрипки и деревянных духовых. А в равелевском же "Вальсе", живописующем крушение старого мира, тяготение дирижера к помпезности было, пожалуй, и кстати. Событием второго отделения концерта стал выход на сцену БЗК ректора Александра Соколова, вручившего Темирканову диплом почетного профессора консерватории. Соколов напомнил имена других почетных профессоров — от Ростроповича и Вишневской до Владимира Юровского. Невольно напрашивалось сравнение: если каждое выступление Юровского на фестивале Ростроповича несло в себе открытие, отличалось ярким просветительским характером, то Темирканов в какой уже раз угостил слушателей номерами из своего джентльменского набора. Впрочем, крупному фестивалю положено учитывать вкусы разных слоев публики. Фестивалю Ростроповича всегда удавалось и это.