Грубые условия задержания
Правозащитники заявляют о нарушениях содержания в полиции после митинга в Москве
В прокуратуру Москвы направлено заявление о пыточных условиях содержания в ОМВД по району Метрогородок задержанных на несанкционированном антикоррупционном митинге в центре столицы 26 марта. В документе говорится, что задержанных держали в переполненных камерах, где на кроватях не было матрасов и постельного белья, не давали им воды, не разрешали звонить родственникам. Правозащитники сообщили и о других случаях нарушений при перевозке задержанных и в отделах полиции.
Заявление о нарушениях условий содержания на имя прокурора Москвы Владимира Чурикова направил сегодня Владимир Осечкин, руководитель проекта Gulagu.net, защищающего права заключенных. «Письмо направлено через интернет-приемную, подтверждение о его получении есть»,— сообщил “Ъ” господин Осечкин. В заявлении он ссылается на слова члена Общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Евы Меркачевой, которая посетила вечером 27 марта ОМВД по району Метрогородок и проверила условия содержания людей, задержанных днем ранее на несанкционированном митинге на Тверской улице.
Напомним, 26 марта по всей стране прошли антикоррупционные митинги оппозиции. Полиция оценила число участников столичной акции в 7–8 тыс. человек. Очевидцы и участники акции заявляли в соцсетях о 15 тыс. митингующих. По данным главы департамента региональной безопасности и противодействия коррупции Москвы Владимира Черникова, в ходе акции было задержано более 600 человек. В МВД сообщали о задержании около 500 человек, а портал «ОВД-Инфо» называл число 1030.
В ОМВД Метрогородок были доставлены десять задержанных, в том числе журналист, сотрудник РИА «Воронеж» Роман Демьяненко. И. о. главного редактора холдинга «РИА “Воронеж”» Ольга Логинова подтвердила “Ъ”, что Роман Демьяненко их сотрудник. «Мы на связи с адвокатом и его семьей, делаем все возможное, чтобы он оказался дома»,— сообщила “Ъ” госпожа Логинова. Задержанные сообщили Еве Меркачевой, что перед задержанием вели себя спокойно и только после задержания оказали сопротивление, когда полицейские отбирали у них мобильные телефоны. Первоначально их доставили в ОМВД «Богородское» и, по словам задержанных, держали на холоде перед входом в отдел в течение трех часов, потом увезли в Метрогородок. «Протоколы составили не в течение положенных трех часов, а спустя семь часов. Всех разместили в двух камерах, в каждой из которых лишь по две деревянные кровати. В итоге в одной камере было шесть человек, в другой четыре»,— рассказывает госпожа Меркачева. По ее словам, на кроватях не было матрасов, люди спали по очереди, некоторые решили постелить на полу картонные коробки, в которых им принесли сухпаек, и спали на них. Матрасы дали лишь вечером в понедельник, только две штуки, рассказала член ОНК. Отметим, что полиция имеет право задержать подозреваемого в правонарушении на 48 часов, после чего его освобождают либо же новую меру пресечения выбирает суд.
В отделе полиции задержанных должны обеспечивать водой и едой, но в ОМВД «Метрогородок» возникли проблемы с питанием: «На момент 22:15, когда я была, ужина еще не дали. После моих возмущений дежурный пошел за едой»,— рассказывает госпожа Меркачева. По ее словам, заключенные очень хотели пить, но воду из крана пить отказывались. «Вначале им давали воду из кулера, но потом перестали. На мое требование обеспечить водой дежурный заявил, что кулер есть только в угрозыске и его сотрудники за свой счет воду покупают, а сам он пьет из-под крана и всем задержанным может предложить только ее. Заместитель начальника на мои возмущения почти обреченно заметил: “Мне что, бежать в гастроном за бутилированной водой?”» — говорит правозащитник. Она отметила, что не всем заключенным дали позвонить родным.
В ОМВД «Метрогородок» вчера побывал адвокат одного из задержанных, Валентин Карелин. Он подтвердил, что в двухместной камере находились шесть человек, у них нет постельного белья, задержанные жалуются на жажду и духоту. Господин Карелин обратился с заявлением в Преображенскую межрайонную прокуратуру, в котором указал, что его отказывались пустить в отделение. Два с половиной часа он пытался зайти в дежурную часть, но его держали на пропускном пункте. «По указанию начальства адвокатов не допускать»,— цитирует господин Карелин слова дежурного, которые он записал на диктофон. Он намерен попасть на личный прием к прокурору. По данным руководителя правозащитной организации «Русь сидящая» Ольги Романовой, во многие ОВД к утру понедельника так и не были допущены адвокаты. Задержанные из ОМВД «Хамовники» жаловались, что их пять часов возили в автозаке и не давали сходить в туалет.
В ОМВД по району Метрогородок и пресс-службе УВД по Восточному административному округу на звонки “Ъ” сегодня не отвечали.
«По ситуации в ОМВД “Метрогородок” в настоящий момент составляются заявления в управление собственной безопасности МВД РФ и в прокуратуру»,— сообщил “Ъ” член ОНК Москвы Дмитрий Пискунов. Он пояснил, что заявления будут от ОНК Москвы, но подаст их лично Ева Меркачева. Сам господин Пискунов побывал вечером 26 марта в ОМВД «Басманный». «Там люди находились не в камерах, а в кабинетах отделения. Жаловались на слишком грубое задержание»,— рассказал господин Пискунов. Он нашел задержанного, у которого якобы была сломана рука: «Он пояснил, что на него налетели сотрудники полиции и повалили на асфальт, тогда он сильно ушиб руку. Но от вызова скорой помощи он отказался»,— добавил правозащитник. На грубое задержание пожаловался и сотрудник Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального Николай Ляскин. В жалобе в прокуратуру Москвы, которую направил Владимир Осечкин, говорится, что сотрудник полиции уже в автозаке ударил господина Ляскина по голове. Из ОМВД «Лужники» Николай Ляскин был доставлен в Боткинскую больницу, где ему поставили диагноз «ушиб мягких тканей головы», оттуда его вернули в отделение полиции.
Член Совета при президенте РФ по правам человека Андрей Бабушкин посетил вечером 26 марта ОМВД по району Аэропорт, куда были доставлены 25 задержанных. Они рассказали, что автозак, куда их поместили, стоял на Тверской улице полтора часа, при этом для пяти человек не хватило сидячих мест. «Затем автобус поехал в ОМВД “Хамовники”, однако там задержанных не приняли из-за отсутствия мест. Потом автобус направился в ОМВД “Левобережный”, где задержанные также не были приняты»,— сообщил господин Бабушкин. В ОМВД «Аэропорт» автобус приехал только к шести часам вечера. «Поступили жалобы задержанных на нарушения при доставлении и разборе с доставленными в ОМВД по районам Восточное Дегунино, Хорошево-Мневники, Головинский, Марфино. Из ОМВД по районам Строгино, Гагаринский, Останкинский, Черемушки задержанных не отпускают до их допроса в качестве свидетелей сотрудниками СК по возбужденному делу о нападении на полицейского, получившего черепно-мозговую травму»,— добавил член СПЧ. Он призвал представителей МВД обеспечивать людей сидячими местами в автозаке, не держать автобус с людьми более 30 минут на месте задержания, а после прибытия к отделению полиции незамедлительно выводить задержанных.
В пресс-службе ГУВД Москвы в понедельник вечером заявили, что большинство задержанных на митинге отпущены из территориальных отделов полиции. По данным правоохранительных органов, в отделах на тот момент оставались только лица, подлежащие доставке в суд для рассмотрения дел об административных правонарушениях.