Рукопожатие на Сокотре через миллионы лет

Археология

Йеменский остров в Индийском океане был местом изолированного существования представителей рода Homo - олдованской культуры. Свидетельство тому - каменные орудия, которые на Сокотре буквально валяются под ногами.

В конце 2016 года группе лингвистов экспедиции во главе с заведующим кафедрой истории и филологии Древнего Ближнего Востока Института восточных культур и античности РГГУ Леонидом Коганом удалось вызвать с йеменского острова Сокотра в Индийском океане в Оман своих информантов и завершить работу над составлением словаря ко второму тому "Корпуса сокотрийского фольклора". В этом уникальном издании российские лингвисты под руководством академика, научного руководителя Института востоковедения РАН Виталия Наумкина собрали тексты на местном языке, относящимся к современным южноаравийским языкам семитской группы, как в транскрипции, так и в разработанной ими же системе сокотрийского письма на арабской основе. По сути дела, они разработали систему письма для архаичного языка жителей острова, что получило высочайшую оценку в мировой науке.

К сожалению, у археологов Российской комплексной экспедиции в Республике Йемен нет возможности перенести объекты на безопасные территории. Поэтому так и не приступил к раскопкам на Сокотре первых памятников античного времени ведущий научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) Юрий Виноградов. За "исследовательским бортом" остались и древнейшие памятники каменного века — загадка всех загадок острова, разобраться в которой можно только на месте и с привлечением специалистов из многих отраслей знания.

Следы олдованской культуры остались везде, где под рукой у древних мастеров был подходящий материал

Фото: Валерий Жуков

В 2008 году экспедиция сделала открытие во всех отношениях экстраординарное. На острове, за сотни километров от материков, ученые зафиксировали многочисленные комплексы каменных орудий, которые по технико-типологическим показателям относятся к древнейшей в истории человечества олдованской культуре, увязанной с самыми первыми представителями рода Homo, истоки которой уходят вглубь времен на 3 млн лет. Как констатировал в книге "Острова архипелага Сокотра (экспедиции 1974-2010 гг.)" Виталий Наумкин, вплоть до последних открытий российских археологов никто из исследователей не рискнул предположить время заселения (острова) более отдаленное, чем эпоха древних южноаравийских государств.

В историко-геологическом отношении Сокотра — самый крупный остров одноименного архипелага, являющегося продолжением оконечности Африканского Рога. Помимо самой Сокотры в него входят острова Абд-эль-Кури, Самха и Дарса, а также еще два безводных скальных выступа. Протяженность Сокотры составляет 125 км, ширина — 42 км, площадь — 3650 кв. км. В климатическом отношении архипелаг относится к зоне и жарких сухих тропиков. На Сокотре описано не менее 850 растений, из которых 270 видов - эндемики. А вот крупные млекопитающие здесь отсутствуют, за исключением летучих мышей. Для нас же самым важным моментом, несмотря на значительную удаленность островов, является их геологическая связь с той территорией восточных районов африканского континента, колыбели человечества. Сюда входят Эфиопия, Танзания и Кения, где в 1960-х годах известные археологи Мэри и Луис Лики и обнаружили первые образцы древнейшей каменной индустрии mode 1 — олдован..

Сокотра была единым целым с африканским континентом, но в ходе тектонических сдвигов оказалась изолирована от остального обитаемого мира

Фото: Валерий Жуков

Когда в ноябре 2008 года я первый раз летел из йеменской столицы Сана с посадкой на дозаправку в порту и административном центре провинции Хадрамаут вечно солнечной Мукалле, то получасовой путь от нее к Сокотре показался вечностью. Внизу вода и только вода. Несколько сот километров сплошного океана и больше ничего. Сокотра для начальника экспедиции, генерального директора Музея искусства народов Востока Александра Седова и руководителя отряда Наумкина была знакома еще с 1970-80 годов, и объектов для работы по их линии было более чем достаточно. Меня же, чьи интересы были связаны с каменным веком, перелет поверг в уныние. Правда, было несколько обнадеживающих моментов. Популяции первобытных людей могли проникнуть на остров с африканского континента в одну из эпох материковых оледенений Северного полушария, когда уровень океана падал на 150 м и возникали крупные массивы суши — сухопутные мосты для миграции. На размышления также наводило и странное отсутствие на острове млекопитающих. Не приложили ли к этому руку, в прямом смысле, наши предки? Хотя эти гадания в основном были для самоуспокоения, но все-таки внушали надежды. А кроме того, ведь известно, что в основе настоящего научного открытия должна лежать самая сумасбродная идея. Это-то и вселяло надежду.

Первые каменные артефакты были найдены на острове на третий день после нашего прибытия. Причем прямо с машины, как и полагается в век техники. Но вначале были длительные и утомительные маршруты по долине Хадибо, где расположен одноименный административный центр Сокотры. Во время разведок попалось несколько интересных предметов. Но нужны были веские аргументы, чтобы убедить в реальности каменного века на острове коллег, которые хоть и подбадривали, но мало верили в успех сомнительных, по их мнению, начинаний. Призывал не унывать основной раскопщик экспедиции Виноградов. Я благодарен всем моим коллегам, особенно Седову и Наумкину, за предоставленную свободу действий!

Количество обнаруженных на Сокотре каменных орудий исчисляется тысячами

Фото: Валерий Жуков

И вот однажды утром я попросил остановить машину у скопления нескольких крупных галек: как мне показалось из кабины, у них имелись участки специфичной волнистой поверхности, которая образуется после преднамеренного раскалывания куска породы рукой человека. Через неделю количество обнаруженных орудий исчислялось тысячами, и некоторые из них по размерам явно указывали, что их хозяева питались не травой и орехами.

Особенно много артефактов было к югу от селений Сук и Шекк. Они лежали прямо на дневной поверхности, а точнее, на известняковой плите, слегка перекрытой шлейфоподобными конусами выноса устьевых частей нескольких небольших пересыхающих в жаркое время речушек - вади. Такая дислокация предметов характерна практически для всех открытых на острове стоянок олдована. А долины и плато - не что иное, как поднятые в процессе горообразования участки известнякового морского дна.

В течение следующих полевых сезонов на острове были открыты десятки стоянок с великолепными коллекциями орудий олдованской культуры, что подтвердил известный археолог, открывший еще в 1980-е годы аналогичные стоянки на юге Аравийского полуострова, член-корреспондент, заведующий отделом археологии каменного века Института археологии РАН Хизри Амирханов. Большинство из артефактов были изготовлены на гальках, обломках и слабоокатанных плитках. Они подбирались древними мастерами такой формы, которая оптимально подходила для изготовления необходимого орудия при наименьших усилиях.

Наиболее типичным для олдована является рубящее орудие чоппер. Рабочий край его формировался серией сколов как с одной, так и с двух сторон (чоппинг). Иногда древний мастер выравнивал поверхность сформированного лезвия за счет серии мелких сколов, как бы ретушируя ее для получения нужной формы и остроты. Более того. Некоторые участки орудий подвергались дополнительной обработке — аккомодации — для лучшей фиксации в руке. Древние Homo не только в совершенстве владели техническими приемами обработки камня, но и были прекрасно осведомлены о свойствах горных пород. В районе селений Сук и Шекк они отдавали предпочтение аргиллиту — твердой камнеподобной глинистой горной породе, дающей очень четкий скол и не крошащейся при работе. На западной окраине Хадибо у вади Шеаб-Рехабе подавляющее количество артефактов изготовлено из яшмовидных пород. Предметы из кремня преобладают на стоянках Восточного плато и долины Тардитрера. На востоке острова древние мастера использовали гальку красной кварцитоподобной породы.

Не будет большой ошибкой утверждать, что носители олдованской культуры оставили на Сокотре следы пребывания везде, где был необходимый материал для изготовления орудий труда. В этой связи не могу не рассказать об удивительном "рукопожатии" через миллионы лет. Во время одного из маршрутов на восточной оконечности острова мы обследовали спускающиеся к морю пологие скальные поверхности, на поверхности которых "зацепились" огромные каменные глыбы, катившиеся сверху во время крупных землетрясений. Решив слегка передохнуть от жары под козырьком одной из них, я вдруг увидел в углу довольно архаичный чоппер, со слегка разрушенной от времени галечной коркой. Он лежал одиноко в углу навеса на довольно ровном участке известнякового пола. Никаких других предметов и следов пребывания людей здесь не было, да и быть не могло. И я вдруг явственно понял, что стану единственным, кто дотронется рукой до предмета, оставленного почему-то именно здесь его хозяином целую вечность тому назад. Наши руки встретились... Это было незабываемое чувство, державшее в возбуждении до самого вечера.

На данном этапе исследования каменного века Сокотры отдельные артефакты, небольшие комплексы изделий, стоянки с многочисленными образцами всех типов предметов, характеризующих все этапы обработки горных пород для получения нужного орудия, зафиксированы во всех трех геоморфологических районах острова. Они найдены во время рекогносцировочных маршрутов, которые часто проходили в компании йеменских коллег и кандидата исторических наук, руководителя научно-издательского отдела Института востоковедения Алексея Сарабьева, на прибрежных равнинах, окаймляющих остров, платообразных возвышенностях и на участках, прилегающих к горе Хагьер, протянувшейся через восточную часть участка суши в субширотном направлении. Российские археологи на Сокотре не обнаружили памятников, которые по технико-типологическим показателям, набору орудий и т. д. можно было бы отнести к поздним индустриям, следующим за олдованом. Вместе с тем и олдован - не застывшая во времени культура. В течение сотен тысяч лет рядом с чопперами появлялись другие орудия, техника раскалывания и вторичной обработки каменных заготовок совершенствовалась. И все это можно проследить на коллекциях памятников c Сокотры, которая в то время находилась на краю ойкумены.

Не будем гадать, кто здесь из наших предков — Homo habilis (человек умелый), Homo ergaster (человек работающий) или Homo erectus (человек прямоходящий) — и в каком количестве оставил следы своей хозяйственной деятельности. Есть надежда, что раскопки в пещерах, где имеются мощные отложения, когда-нибудь ответят на этот вопрос.

Однако уже первые находки на стоянках в Хадибской котловине показали, что здесь имеет место смешение разновременных (но в пределах олдована!) артефактов каменного века. Рядом с архаическими чопперами находились искусно изготовленные скребла, орудия пикоообразных и кливероподобных форм. Было сделано предположение, что представители рода Homo жили здесь длительное время или неоднократно возвращались в эти благодатные места с несколькими водными артериями, неисчерпаемыми запасами горной породы для изготовления орудий и близостью океана с его биоресурсами.

Весьма показательным стал памятник Шеаб-Рехабе на западной окраине Хадибо. Он единственный пока на острове, где артефакты обнаружены не на дневной поверхности, а в толще бортовых отложений сухого вади. Посетивший это место профессор кафедры геоморфологии и палеогеографии географического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Андрей Лукашов отмечает, что в разрезе слабо сцементированной толщи прослеживается чередование горизонтов уплотненных галечников со слоями суглинистого материала вперемежку со слабо окатанными обломками и плитками темно-серых аргиллитов, а в большинстве зеленовато-серой яшмы, которые служили исходным материалом для изготовления орудий. Мощность отложений Шеаб-Рехабе при выходе вади к морю достигает 8-9 метров. Визуально верхняя толща отложений серо-бурого цвета, в то время как залегающие ниже слои — ярко выраженного бурого с красным оттенком цвета. Все это свидетельствует о различных климатических условиях при их формировании.

У нас пока нет абсолютных датировок для отложений Шеаб-Рехабе, но можно с уверенностью говорить о технико-типологических отличиях в артефактах, извлеченных с различных уровней разреза, а значит, и об эволюции олдованской культуры. Архаические, массивные орудия на глубине 5-5,5 метра замещают более изящные по форме артефакты на уровнях, расположенных ближе к дневной поверхности. Наши наблюдения дают основания полагать, что Сокотра на протяжении длительного времени входила в зону формирования и развития олдована, а значит, в то время территориально и культурно была единым целым с африканским континентом. На определенном этапе остров со всеми обитателями оказался в полной изоляции в результате тектонических подвижек. Скорее всего, это произошло во время глобального возобновления процессов горообразования, начиная со времени 1,8 млн лет назад (по А. Лукашову). Такая датировка подтверждается археологическими материалами, фиксирующими последнюю стадию развития олдована и первые признаки появления новой индустрии. Трудно судить о том, какую роль в расширении ареала обитания представителей рода Homo сыграли материковые оледенения, приводившие к значительным падениям уровня Мирового океана. Но в любом случае связь этих глобальных природных явлений с возможным освоением новых территорий носителями олдованской культуры выглядит куда более приемлемой, чем появившиеся в последнее время разного рода гипотезы об их возможностях преодолевать водные расстояния на подсобных средствах. Они стали плодиться после сообщений о материальных и антропологических находках на ряде островов в разных частях земного шара. Однако совершено не понятно, как на упавших стволах деревьев можно путешествовать по океаническим просторам, где направления движения воды связаны с отливами и приливами, где есть свои специфичные течения. И уж совсем остается без ответа вопрос, а как наш далекий предок мог узнать о райских уголках на островах, которые просто нельзя увидеть за сотни километров ни в хорошую, ни в плохую погоду. Для тех же, кто очень хочет посадить нашего далекого предка на плавсредства, предлагаю попробовать при помощи современных технологий реконструировать рельеф и границы водной глади между Аравийским полуостровом и Африкой при понижении уровня Мирового океана до 120-150 метров. Уверяю, картина будет более интересной и фантастической, а заодно и поможет ответить на вопрос о месте Сокотры в истории становления человека. Не менее интересные результаты можно получить об обстановке в ледниковые периоды в других частях света. Вместе с тем мы не исключаем возможность освоения нашими предками плавсредств для преодоления водных преград на самых поздних этапах каменного века. Но будем иметь в виду, что расстояние (наподобие размера) в любом конкретном случае имеет значение.

Что же касается новых изысканий на острове, то все зависит от развития политической ситуации в Йемене. Мы посещали Сокотру как в 2011 году, в разгар "арабской весны", так и в 2014 году, когда ходили в Сане между вооруженными до зубов хуситами. Но тогда в Хадибо летали самолеты, и нас ничто не могло остановить. Сейчас их нет. Не хочется верить, что олдован Сокотры стал недосягаем надолго. А еще надо осуществить давно задуманную поездку на Абд-эль-Кури и другие острова архипелага. Наверняка род Homo оставил и там следы своего пребывания.

Валерий Жуков

Вся лента