Расследование убийства Дениса Вороненкова привело к националистам
В деле может появиться и третий фигурант
В Днепропетровской области сегодня похоронили убийцу Дениса Вороненкова бывшего бойца батальона «Донбасс» Павла Паршова. МВД Украины разыскивает его возможного сообщника бойца того же батальона Ярослава Левенца, хотя, по данным собеседников “Ъ”, знакомых с ходом следствия, в деле может появиться и третий фигурант. Украинские силовики продолжают настаивать на том, что организаторы убийства бывшего депутата Госдумы были связаны с российскими спецслужбами. Соратники Ярослава Левенца по националистическому движению не верят как в его виновность, так и связи с российскими спецслужбами.
В Павлограде, городе в 70 км восточнее Днепра, сегодня прошли похороны убийцы Дениса Вороненкова Павла Паршова, застреленного охранником бывшего депутата Госдумы. Чтобы не привлекать к похоронам внимание прессы, тело Павла Паршова в три часа ночи было вывезено из киевского морга и доставлено на родину. Его похоронили на кладбище рядом с дедом. С приехавшими на кладбище журналистами родственники убитого разговаривать отказались.
МВД Украины продолжает искать предполагаемого сообщника Павла Паршова, в розыск объявлен служивший с ним в добровольческом батальоне «Донбасс» еще один уроженец Днепропетровской области — Ярослав Левенец. По данным собеседника “Ъ”, знакомого с ходом расследования, украинские следователи полагают, что Павел Паршов и Ярослав Левенец прибыли в Киев 21 марта и сняли квартиру сначала на три дня, а затем Ярослав Левенец договорился с хозяином квартиры, что они останутся в ней до 25 марта. Следствие располагает съемками видеокамер в подъезде дома, где они жили, в гости к двум бывшим бойцам «Донбасса» приходил еще один человек, идентифицировать которого пока не удается.
23 марта, в день убийства Дениса Вороненкова, Ярослав Левенец должен был явиться в прокуратуру для дачи показаний.
Во время президентства Виктора Януковича он проходил по двум уголовным делам, полтора года провел в СИЗО, его освобождения требовал Комитет защиты политзаключенных.
После бегства Виктора Януковича с Украины Ярослав Левенец был отпущен домой под подписку о невыезде, но практически сразу отправился в зону АТО на восток Украины, где несколько месяцев провел в 5-м батальоне запрещенного в России «Правого сектора», а затем перешел на службу в «Донбасс». В Желтых Водах, где он жил, Ярослав Левенец был также одним из основателей движения «Оборона великой Украины», и у его визита в Киев была как минимум еще одна цель.
22 и 23 марта он встречался в Киеве с бывшим бойцом батальона «Азов», также уроженцем Желтых Вод, автором книги «Широкинская операция» Марком Мельником. С ним они обсуждали присоединение «Обороны великой Украины» к «Национальному манифесту», который 16 марта подписали лидеры «Азова», «Правого сектора» и партии «Свобода» Андрей Билецкий, Андрей Тарасенко и Олег Тягныбок.
Марк Мельник рассказал “Ъ”, что они подробно обсуждали с Ярославом Левенцом объединение украинских националистов 22 марта, а на следующий день пересеклись на несколько минут в метро и договорились продолжить разговор вечером. Эта встреча случилась в 15:40, через четыре часа после убийства Дениса Вороненкова у отеля «Премьер-Палас». «Я не готов никого выгораживать, но Левенца я знал по Желтым Водам с 2010 года,— говорит Марк Мельник.—
Он организовывал патриотические секции для детей, был тренером по боевому гопаку, занимался воспитательной работой.
В зону АТО я уехал в конце лета 2014 года, и с осени наши базы были по соседству: у “Азова” в Урзуфе, а у “Правого сектора” в Юрьевке под Мариуполем».
С убийцей Дениса Вороненкова Павлом Паршовым господин Мельник знаком не был. А про Ярослава Левенца говорит, что после встречи с ним тот направился в прокуратуру, где должен был оказаться около 17:00, вечером того же дня он не вышел с ним на связь, и с тех пор неизвестно, где тот находится. Об этом же говорит и супруга Ярослава Левенца Анна, которой, по ее словам, он звонил 23 марта около 11:00, то есть за полчаса до убийства Дениса Вороненкова. Об этом она рассказала пресс-секретарю «Правого сектора» Артему Скоропадскому. Во время того разговора Ярослав Левенец поинтересовался здоровьем их двоих детей и пообещал скоро быть дома. “Ъ” Анна Левенец сказала, что больше с мужем она не созванивалась.
Депутат Верховной рады и советник главы МВД Украины Арсена Авакова Антон Геращенко, первым написавший в своем Facebook о том, что Павел Паршов был завербован российскими спецслужбами, проходил подготовку на территории России и убил Дениса Вороненкова по их заказу, сказал “Ъ”, что не сомневается в том, что агентом российских спецслужб является и Ярослав Левенец. Среди украинских националистов, воевавших на востоке Украины, есть, по его словам, «как минимум десятки агентов», завербованных российской разведкой. «Очевидно, что свою агентуру на Украине российские спецслужбы постоянно наращивают»,— согласен с ним и бывший депутат Госдумы Илья Пономарев, также уверенный в том, что заказчики убийства Дениса Вороненкова находятся в Москве. «Это одна из причин, которая тормозит легализацию россиян, которые воюют в зоне АТО на стороне Украины»,— сказал он “Ъ”.
И Антон Геращенко, и Илья Пономарев вспоминают дело против лидера общественной организации «Гражданский корпус “Азов-Крым”» Станислава Краснова и его жены Оксаны. По обвинению в причастности к терроризму и государственной измене Станислав Краснов был задержан СБУ 28 февраля 2016 года. До 23 сентября 2016 года он находился в Лукьяновском СИЗО Киева, затем был отпущен на свободу под подписку о невыезде, суд над ним никак не может состояться. Последнее заседание по этому делу было отменено 27 марта из-за неявки защитников, предыдущее — из-за неявки представителей прокуратуры, в судебной коллегии с начала процесса успели смениться председательствующий и один из судей. «Цель его внедрения — подрыв изнутри “Азова”, сбор данных о крымских молодых националистах, желающих вести диверсионную работу в РФ»,— сказал господин Геращенко “Ъ”. Постоянные переносы заседаний суда по его делу он объясняет тем, что «мы слабая страна, разваливаемая изнутри и снаружи».
Соратники Ярослава Левенца в его связь с российскими спецслужбами, впрочем, не верят. «Ярослав Левенец — очень уважаемый человек в патриотических кругах, в кругах людей, с которыми воевал за Украину,— говорится в опубликованном сегодня заявлении “Обороны великой Украины”.— Во времена Януковича Ярослав был признан политзаключенным, после выхода из СИЗО он не начинает пиариться, делать себе имя или идти в депутаты, а просто тихо едет на фронт». «С тем же успехом они могут меня или любого другого объявить соучастником или российским агентом»,— сказал “Ъ” и Марк Мельник.
Однако собеседник “Ъ”, близкий к администрации президента Украины, говорит: «Именно после дела Краснова Петр Порошенко прекратил практику встреч с волонтерами и добровольцами, публичную выдачу паспортов россиянам. В его окружении посчитали, что это становится опасным: никогда не знаешь, кем завтра окажется тот, кому президент выдал паспорт». Обстоятельства получения украинского гражданства Денисом Вороненковым у украинских националистов вызывали массу вопросов. Сам он в интервью рассказывал, что получил паспорт по праву родства, поскольку у него были украинские родственники, пройдя все установленные законом процедуры. О том, что украинское гражданство было получено убитым депутатом Госдумы от КПРФ полностью законно, “Ъ” заверил и его экс-коллега Илья Пономарев. Вместе с тем один из киевских адвокатов на условиях анонимности рассказал “Ъ”, что в том числе к нему люди из окружения Вороненкова обращались и основания для выдачи паспорта бывшему депутату были весьма сомнительными. «Но стоимость оформления гражданства сейчас около $5 тыс.,— говорит он.— В Киеве с Вороненковым никто не захотел связываться, поскольку он известный человек, поэтому ему пришлось ехать за паспортом в Херсон». По словам собеседника “Ъ”, за эту сумму соискателю «находят» украинских родственников, чтобы проверить их реальность было сложно, в последние три года они обычно оказываются либо из Крыма, либо с пропиской на территории самопровозглашенных ДНР и ЛНР. «С начала войны спрос на украинские паспорта со стороны россиян стал в некотором смысле более элитарным,— говорит он.— Паспорта оформляют себе бизнесмены, представители криминалитета, бывшие силовики. Они знают, что обмена информацией между спецслужбами двух стран больше нет, так что в России об их втором гражданстве не узнают, выдачи из Украины в случае возбуждения уголовного дела на родине из-за конфликта точно не случится».
Сейчас, по словам собеседника “Ъ”, легализоваться таким образом в Киеве пытаются бывший ярославский прокурор Алексей Максуров и его супруга Марина Таланова, которые 10 марта не явились в суд на свое же последнее слово, а 15 марта стало известно об их бегстве в Киев. По этой же схеме, говорит собеседник “Ъ”, украинские паспорта получили несколько человек из окружения предпринимателя Сергея Полонского, решившие покинуть Россию после его ареста в 2015 году. В случае же с Денисом Вороненковым, полагает юрист, поскольку негласно украинские власти были согласны с предоставлением ему гражданства, искать родственников на неподконтрольной сейчас Украине территории не пришлось.
Некоторая ясность в расследовании убийства бывшего российского депутата может появиться после того, как следователи объявят, с кем у него была назначена встреча утром 23 марта. До того как отправиться в «Премьер-Палас» к Илье Пономареву, у Дениса Вороненкова была запланирована еще одна встреча. В последний момент она была отменена, но за прибывшим на место бывшим депутатом начал следить киллер. Собеседник “Ъ”, знакомый с ходом расследования, утверждает, что с этим человеком Денис Вороненков встречался до этого в Киеве 20 марта. «Это человек из России, который обещал передать ему некую важную информацию,— говорит Илья Пономарев.— Но кто это, он не сказал даже Марии Максаковой, уходя из дома». И Илья Пономарев, и Антон Геращенко уверены, что имя этого человека следствию уже известно. «Все контакты Вороненкова были у него в телефоне,— уточняет господин Геращенко.— Телефон был изъят сразу после убийства и сейчас изучается». По его мнению, в ближайшее время генпрокурор Украины Юрий Луценко назовет имя человека, который назначил Денису Вороненкову встречу, в последний момент отменил ее, но навел таким образом на него киллера. Юрий Луценко в настоящий момент находится в Брюсселе и, как сообщила “Ъ” его пресс-секретарь Лариса Сарган, вернется в Киев 30 марта.