Мэрия срочно купит пару перевозчиков
Ледового класса за 480 млн рублей
До конца апреля администрация Архангельска разыграет между российскими судостроительными заводами право на поставку двух пассажирских судов ледового класса за 480 млн руб. Срок поставки ограничен июлем 2017 года, поэтому в конкурсе смогут участвовать только те верфи, которые уже построили суда заданных параметров. По словам представителей заказчика, интерес к конкурсу проявили заводы из Петербурга и Татарстана. По информации „Ъ“, Зеленодольский завод имени Горького, расположенный в Татарстане, несколько лет назад построил два судна со схожими параметрами, но сделка сорвалась из-за смены главы Архангельской области.
Департамент городского хозяйства администрации города Архангельска объявил электронный аукцион на закупку двух пассажирских судов общей стоимостью 480 млн руб. Как говорится в документах закупки, суда должны быть не менее 27 метров в длину, 5,5 метров в ширину, водоизмещением не менее 100 тонн. Городские власти должны получить их в период с 1 мая до 1 июля 2017 года. Пассажирские суда будут иметь ледовый класс, так как предназначены для перевозок «в период навигации, а также в период ледохода и ледостава». Требования к вместимости кораблей — не менее 170 человек. Муниципалитет не сможет выплатить победителю конкурса сразу всю сумму: контракт предусматривает рассрочку выплаты на два года.
Как объяснили в пресс-службе городской администрации, департамент хочет получить новые суда. «В середине сентября у нас начинает выпадать снег, а мы еще должны протестировать их. Некоторые судоверфи строят такие корабли впрок. Это небольшие суда, и они у верфей есть. Ходить по шуге сможет далеко не каждое плавсредство. Поэтому претенденты на участие в конкурсе ограничены»,— отметили в пресс-службе.
Закупка проводится с целью экономии бюджетных средств. Ежегодно бюджет Архангельска тратит 100 млн руб. на пассажирские перевозки с использованием буксиров: весной и осенью во время ледохода обычные суда не могут ходить по Северной Двине без помощи судов ледового класса. На данный момент у департамента городского хозяйства Архангельска нет в наличии пассажирских судов, и перевозку пассажиров осуществляют частные перевозчики по договорам подряда.
По словам представителя муниципалитета, в закупке могут принять участие верфи из Петербурга и Татарстана. «А кто именно будет участвовать, пока неизвестно»,— сказали в городской администрации. По информации „Ъ“, речь идет о петербургских Адмиралтейских верфях и Зеленодольском заводе имени Горького, расположенном в Татарстане. Претенденты на контракт смогут подать заявки на конкурс до 13 апреля, итоги планируется подвести 17 апреля.
Топ-менеджер одного из судостроительных заводов северо-запада на условиях анонимности прокомментировал, что за два с половиной месяца построить судно водоизмещением 100 тонн невозможно. «Строительство головного судна с учетом разработки проекта займет 12-15 месяцев. Работа над серийным судном может занять чуть больше полугода»,— уверен судостроитель.
При этом в мире довольно распространена практика заблаговременного строительства судов. «Нидерландская Damen, к примеру, строит по два десятка корпусов впрок. А после того, как приходит заказчик, насыщает их необходимым оборудованием. У нас на Волге наберется с десяток заводов, которые могут выполнить этот заказ. Вполне возможно, что у кого-то из них такие корабли есть»,— предположил собеседник „Ъ“.
Другой источник „Ъ“ в судостроительной отрасли города рассказал, что несколько лет назад Зеленодольский судостроительный завод имени Горького построил два аналогичных парома для перевозок в Архангельске. Но продать их заказчику не успел якобы из-за того, что в регионе сменился губернатор, и новое руководство отложило решение данного вопроса. «Сначала завод построил суда для правительства Татарстана по проекту А 145, в Архангельске захотели такие же. После того как поставка сорвалась, завод долго и безуспешно пытался их продать. Возможно, это они и есть»,— предположил он.