«Ника» не пролетела мимо политики
Национальную кинопремию вручали в обстановке оппозиционности
В Театре имени Моссовета вчера прошло вручение национальной премии Российской академии кинематографических искусств «Ника», отмечающей в нынешнем году 30-летие. Лучшим режиссером был назван Андрей Кончаловский, лучшим фильмом — его «Рай». Несмотря на этот крайне предсказуемый результат, церемония «Ники-2017» ознаменовалась едва ли не рекордным количеством политических заявлений разной степени оппозиционности.
Началась церемония в атмосфере ностальгии по 1987 году, когда была основана «Ника», и перестроечной вольнице. Основатель и художественный руководитель премии Юлий Гусман вежливо шутил о взлете рождаемости во второй половине 1980-х, в который-де вписалось и рождение «Ники». Но чем дальше, тем больше было менее вежливых высказываний на политическую злобу дня.
Леонид Ярмольник читал стихотворный фельетон Дмитрия Быкова. Виталий Манский, получая «Нику» за свою документальную картину «В лучах солнца» (она победила в номинации «Лучший неигровой фильм»), сказал, что у нас «пока не Северная Корея», но «страну мы просрали, поэтому мы хуже Северной Кореи». По случаю вручения сериалу «Салам Масква» (режиссер Павел Бардин) спецприза «за творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» со сцены звучала в исполнении композитора Васи Обломова песня о том, до чего скверно живется в Москве. Названный открытием года за сценарий и режиссуру фильма «Коллектор» (с Константином Хабенским в единственной роли) Алексей Красовский выступил с речью о протестных событиях минувшего воскресенья, призвав и кинематографистов, и публику в зале поддержать тех, кто вышел на улицы — и особенно тех, кто был задержан.
Об акциях 26 марта говорил и Александр Сокуров (премия в номинации «Честь и достоинство»), прибавив к осуждению насилия упреки в адрес власти вообще и Министерства культуры в частности, а также призывы к освобождению Олега Сенцова. «Государство совершает большую ошибку, ведя себя столь фамильярно с молодыми людьми... Нельзя начинать гражданскую войну среди школьников и студентов. Надо услышать их. Никто из наших политиков не желает их услышать, никто с ними не разговаривает,— заявил господин Сокуров.— Я хочу обратиться к нашим депутатам... давайте мы примем закон, запрещающий арестовывать и вообще прикасаться к женщинам, девушкам, которые участвуют в общественных акциях».
Продюсеры фильма «Чужой дом» (награда в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии»), снятого грузинским режиссером Русудан Глурджидзе, о российской политике не высказывались, зато отвесили площадной комплимент поддержавшему фильм российскому Министерству культуры: «С какими же яйцами должен быть человек, чтобы дать нам деньги». Тема «политзаключенных» прозвучала и у Елены Кореневой, получившей вместе с Юлией Ауг («Ученик» Кирилла Серебренникова) приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (за фильм «Ее звали Муму»). А также у Юрия Арабова: его сценарий картины Николая Досталя «Монах и бес» получил «Нику» в соответствующей номинации — совсем как на «Золотом орле».
Между номинантскими списками двух национальных кинопремий есть различия (к примеру, на «Нику» традиционно не номинировалось изделие студии Никиты Михалкова фильм «Экипаж»), но итоги их во многом сходятся. В обоих случаях лучшим сценарием оказалась работа Юрия Арабова, обе премии отметили художественную сторону фильма Алексея Мизгирева «Дуэлянт» («Ника» поощрила работу оператора, художника и костюмы), обе выдали удостоверение триумфатора Андрею Кончаловскому (как и в случае «Золотого орла», его «Рай» получил награды и за лучший фильм, и за режиссуру, и за роль Юлии Высоцкой).
За вычетом всего этого, однако, в выборе «Ники» есть несколько вполне своеобразных деталей. Совсем не заметив «Дамы Пик» Павла Лунгина и крайне выборочно поддержав «Ученика» Кирилла Серебренникова, премия принципиально выделила актерский состав «Монаха и беса», выдав ленте Николая Досталя сразу две «мужские» актерские премии — и за главную (Тимофей Трибунцев), и за второстепенную (Борис Каморзин) роли. Премию имени Алексея Германа «За выдающийся вклад в отечественный кинематограф» присудили Александру Митте. А специальный приз «За вклад в кинематографические науки, критику и образование» киноакадемия вручила обозревателю “Ъ” Андрею Плахову.