Правила игры
ищет среди народа старший корреспондент отдела финансов Мария Сарычева
В понедельник Альфа-банк, звучно хлопнув дверью, вышел (пусть и временно) из Ассоциации российских банков (АРБ). Причина возмущения — доклад АРБ, содержащий "обвинения ЦБ в цинизме, фаворитизме... подрыве устойчивости банковской системы, а также подавлении конкуренции".
Заявление моментально заблистало на новостных лентах, оттуда просочилось в социальные сети и даже украсило повестку телеканала НТВ. В итоге ближе к 23 часам история оказалось в топе-5 новостей "Яндекса", продержавшись там несколько часов. Казалось бы, Альфа-банк однозначно выразил свою лояльность ЦБ, что должно укрепить отношения с регулятором, а значит, доверие клиентов. Но что-то пошло не так.
Ближе к полуночи я получила сообщение от подруги: "У меня зарплатный проект в Альфа-банке. Прямо завтра заявление на выход из него подавать или обойдется еще?" Я даже не сразу поняла, о чем она говорит, да и значения беседе не предала. Однако на следующий день коллеги поделились в Facebook наблюдением: "Яндекс.Метрика" на сайтах их изданий зафиксировала небывалый всплеск интереса к Альфа-банку. Среди запросов — от нейтрального "Альфа-банк сегодня" до тревожного "Альфа-банк проблемы". Новость о конфликте банка с АРБ была в числе самых читаемых и на сайте kommersant.ru.
Эмоциональный тон информационного сообщения Альфа-банка о несогласии с АРБ вызвал интерес, выходящий за рамки профессионального сообщества и журналистов. Новость просочилась в широкие массы, а они уже сделали вывод: происходит что-то опасное.
Наш народ так устроен. Любые эмоционально окрашенные информация, скандал, конфликт, демарш воспринимаются населением как угроза его благосостоянию. А уровень осведомленности о происходящем в банковском секторе таков, что сделать адекватные выводы из поступающей информации люди не могут. Они не понимают тонкостей взаимоотношений между регулятором, поднадзорными банками и профессиональными ассоциациями. Зато хорошо знают, что в топы новостей попадают обычно сообщения о проблемах в банках.
Несмотря на все усилия властей по повышению финансовой грамотности населения, расти она упорно не хочет. Возможно, дело в том, что сама по себе финансовая система устроена непросто, а ее мегарегулированине — еще сложнее. Или же люди просто не могут разбираться в хитросплетениях отношений на финансовом рынке, когда в их головах прочно засел страх за свой банк на фоне глобальной чистки рынка. Но мне кажется, что есть в общей панике и вина СМИ. Неплохо было бы и нам почаще объяснять, какая информация на самом деле может сигнализировать о проблемах, а какая просто создает яркий эмоциональный фон и рассчитана на "лайки" и "клики".