Начальник ГИБДД уволен без объяснения причин
Виктор Нилов занимал этот пост с 2011 года
Указом Владимира Путина сегодня был уволен начальник ГИБДД РФ генерал-лейтенант Виктор Нилов, занимавший этот пост с 2011 года. Причины кадрового решения в Кремле пока не называют. Эксперты строят разные версии, по одной из них, генерал Нилов больше не мог возглавлять Госавтоинспекцию из-за возрастных ограничений: неделю назад господину Нилову исполнилось 62 года. По данным “Ъ”, в конце 2016 года в ГИБДД проводилась масштабная инспекторская проверка, МВД были найдены нарушения в работе ведомства, после чего и возникли слухи о скорой отставке главы ГИБДД. Одна из кандидатур на смену Виктору Нилову, которая, по информации “Ъ”, обсуждается в МВД — это начальник УМВД по Хабаровскому краю Михаил Черников.
Указом президента Владимира Путина с должности снято несколько высокопоставленных руководителей в системе МВД, включая генерал-лейтенанта, начальника ГУ ОБДД (ГИБДД) МВД Виктора Нилова. В разделе «Руководство» на официальном сайте Госавтоинспекции информация о господине Нилове исчезла. Виктор Нилов работал в системе Госавтоинспекции с конца 70-х годов, пройдя путь от старшего инженера отдела организации дорожного движения УГАИ ГУВД Леноблгорисполкома до замначальника УГИБДД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в начале 2000-х и начальника ГИБДД России начиная с 2011 года. Тогда говорили, что господин Нилов является ставленником Виктора Кирьянова, который руководил Госавтоинспекцией до 2011 года, а потом работал замминистра МВД.
Причины такого решения в Кремле не называют. По данным “Ъ”, в конце прошлого года в ГИБДД России проводилась масштабная инспекторская проверка, МВД были найдены нарушения в работе ведомства. Последний месяц активные слухи о снятии господина Нилова с должности ходили в разных кругах.
По информации “Ъ”, сам Виктор Нилов решение по поводу своей дальнейшей судьбы переложил на МВД, направив в главк сразу два рапорта — на продление контракта и на увольнение.
Отметим, что именно при господине Нилове Госавтоинспекция пережила ряд крупных реформ. В 2011 году был принят закон о передаче функции проведения техосмотра из ГИБДД в страховые компании. В результате граждане почти перестали проходить техосмотр, а заключения о прохождении ТО (диагностические карты) покупаются за деньги у страховых брокеров за 1—3 тыс. руб. Уже после реформы количество аварий, произошедших из-за неудовлетворительного технического состояния автомобилей, резко пошло вверх, следует из данных Госавтоинспекции. Решение о реформе принималось на уровне правительства, и господин Нилов не смог разубедить руководство страны в том, что делать этого не стоит, считает президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин.
Именно Виктор Нилов подписал в мае 2016 году приказ для региональных подразделений усилить контроль за техническим состоянием автомобилей, в частности, останавливать и проверять автобусы с лежачими местами и самодельные лимузины. Однако местные гаишники документ неправильно поняли, в итоге инспекторы стали массово проверять, штрафовать (и в ряде случаев аннулировать регистрацию) стали у владельцев внедорожников, переделанных под соревнования.
Вместе с тем, именно при господине Нилове ГИБДД провела крупную реформу в области регистрации. В 2013 году, напомним, вступил в силу приказ МВД, освободивший автовладельцев от необходимости снимать машину с учета перед продажей — последние три года это делается вместе с постановкой на учет уже новым владельцем. Тогда же появилась возможность восстанавливать украденные номера автомашин в частных фирмах без согласования с ГИБДД. Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева отмечает, что именно при Викторе Нилове сдвинулась с места реформа образования водителей: начались массовые проверки автошкол Госавтоинспекцией, введены новые правила проведения экзаменов на знания ПДД. «В результате аварийность с участием новичков пошла вниз, цифры говорят сами за себя»,— говорит госпожа Шутылева.
Также широко известно было о скептическом отношении Виктора Нилова к различным нововведениям, которые внедряли московские власти. В частности, он был категорически против передачи полномочий департаменту транспорта (или его структурам) по фиксации и администрированию штрафов с камер. Соответствующий законопроект, напомним, был внесен в Госдуму правительством несколько лет назад, но так и не был принят.
Мнения экспертов на этот счет разделились. Экс-начальник ГАИ России, бывший сенатор от Карелии Владимир Федоров считает, что решение было принято в связи с возрастом господина Нилова. Напомним, что в случаях, когда гражданину больше 60 лет, для его работы на генеральской должности президент должен ежегодно продлевать контракт (23 марта господину Нилову исполнилось 62 года). «Два года продлевали, ну не могли же третий продлить,— говорит господин Федоров.— Это понятное и логичное решение. Так что всякие инсинуации и версии по поводу того, что произошло, я бы сразу отмел. Тем более что работу ГИБДД на последней коллегии МВД похвалили». Президент Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин, давний оппонент Госавтоинспекции, сказал следующее: «На этой должности нельзя быть плохим или хорошим начальником, потому что сама система МВД диктует тебе, как руководителю, алгоритм и стиль работы. Я лично с трудом себе представляю эдакого реформатора в погонах вроде Петра Первого на посту начальника ГИБДД, потому что первое, что он сделал бы,— это закрыл бы Госавтоинспекцию».
Господа Травин и Федоров не исключают, что решение о снятии Виктора Нилова с должности связано с недавними слухами о слиянии ДПС с ППС, о чем сообщало издание «Фонтанка». По информации “Ъ”, такой сценарий действительно обсуждался на недавней коллегии МВД, но никаких решений по этому поводу не принято.
Владимир Федоров считает, что найти МВД преемника господину Нилову будет довольно сложно. Дело в том, что все его замы — Владимир Кузин, Павел Бугаев, Владимир Швецов, Сергей Добряков — либо старше 60 лет, либо вплотную приблизились к этому возрасту, а значит, с ними также придется работать по контракту. Виктор Травин считает, что в качестве замены МВД возьмет «человека из региона с относительно чистой репутацией»: «Вообще с трудом себе представляю, кто это может быть, потому что должность абсолютно расстрельная, желающих будет мало».
Одна из кандидатур, которая, по данным “Ъ”, обсуждается в МВД — это начальник УМВД по Хабаровскому краю Михаил Черников. В 2006-2011 гг господин Черников работал начальником УГИБДД Красноярского края под руководством Александра Горового (он в те годы возглавлял региональный полицейский главк). В данный момент господин Горовой является заместителем министра МВД, курирующим Госавтоинспекцию, поэтому именно он, скорее всего, будет решать вопрос, кто придет на замену Виктору Нилову.