Проклятие навигатора
Почему водители утратили самостоятельность мышления
Жилищный вопрос испортил москвичей, а навигационный — лишил последнего преимущества, превратив в пыль их сокровенные знания о родном городе. На дорогах столицы нынче правят иные типы, «выскочившие из-за черты оседлости и вооруженные навигатором»
Считайте этот мой пост самостоятельным выступлением «рассерженного» москвича, а не продолжением манифеста известного телеведущего.
Водитель «Волги-21» с морщинисто-лучистым ефремовским лицом, знавший самые короткие пути и потайные маршруты от одного столичного адреса до другого да к тому же являвший собой кладезь житейской мудрости… Или его бессовестный разбитной коллега, катающий по двойному тарифу простодушных провинциалов с Ярославского вокзала до Казанского. Где вы теперь? Эх-хе-хех, списаны историей и сгинули навсегда, подобно извозчику, воспетому Утесовым.
У «таксеров» Фарида или Махмуда нет стильной кожаной кепки, в салоне не горит зеленый огонек, да и шашечек на борту не всегда наблюдается, и они не считают песню «Опустела без тебя земля» своим профессиональным гимном. «Три тополя на Плющихе» для них будет всего лишь фразой в строке поиска. Я бы оформил вышевырвавшееся из души в канцелярскую претензию, было бы кому ее направить. Как и сетования по поводу манеры управления людей, для которых мой город – лишь совокупность координат. Меня однажды вез водитель из Средней Азии. В одной руке он держал телефон, по которому непрестанно разговаривал, в другой – навигатор, куда он забивал маршрут… да еще умудрялся без перерыва переключать радиостанции на магнитоле. Чем он рулил для меня так и осталось загадкой. Но в другой раз я попытался поделиться негативными ощущениями со своим приятелем, подвозившим меня до дому, да вовремя прикусил язык: он тоже вел себя подобно многорукому богу Шива. Хотя вроде и не Шива, и не Махмуд, а москвич чистой пробы, в роддоме Грауэрмана на свет появился... И ведь он знает Москву как свои пять пальцев, а все туда же…
В наши дни, как таксисты, без рук, ездят не только таксисты. Навигаторы стали проклятием всего рода автолюбительского. Хипстеры и дальнобойщики, «газелисты» и «ферраристы», многодетные и разведенки – все вместе с зажиганием активируют на своем телефоне приложение с пробками, вариантами маршрутов и даже гидами на выбор. Водители утратили самостоятельность мышления. Их действиями руководит режиссер, к слову, в буквальном смысле (при выборе определенной гид-версии), успокаивающий, что «цель совсем близка…в масштабах галактики»!
Я сопротивлялся тотальному помешательству до последнего, выбирая по памяти и наитию, а не по спутнику секретные пути объезда, и из-за своего упрямства то и дело попадая в заторы и гаишные засады. Но я оставался тверд и не скачивал продвинутого «помощника». С покупкой Toyota RAV4 я больше не считаю себя «последним из могикан». Первое, что я увидел на 8-дюймовом экране – была карта «Яндекс-Навигатора» в цвете и масштабе, которые не воспроизвести ни одному смартфону. Мысль о том, что этот гаджет не надо держать в руках во время поездки, а стало быть и рисковать, буквально сразу примирила меня с его присутствием. Скорость он-лайн сервисов и возможность через тот же экран подключаться к Интернету подарила мне даже чувство превосходства над теми знакомыми, кто передвигается на моделях более высокого класса, но оборудованных бестолковыми штатными навигационными системами. Недавно мы в связке с давними друзьями ездили по делам далеко за «черту оседлости» автомобилей с московскими регистрационными номерами. Друзья пользовались смартфоном. Я – автомобильным навигатором. Не знаю, в чем секрет, но во всех нужных местах я появлялся раньше их. И дел сделал в итоге больше.
Выбирайте правильный курс!
Максим Светлов, москвич в 401-ом поколении