На вечной пенсии
НПФ фиксируют рост выплат умершим клиентам
Специализирующиеся на негосударственном пенсионном обеспечении (НПО) фонды столкнулись с проблемой роста выплат умершим клиентам. Закрывать такие счета и информировать НПФ о смерти получателя негосударственной пенсии близкие и родственники зачастую не спешат, а госорганы — не обязаны. Исключить возможность переплат, компенсировать которые фондам приходится из собственных средств, можно частичным доступом НПФ к базам данных ЗАГС.
Проблему переплат на счета умершим клиентам НПФ, специализирующихся на негосударственном пенсионном обеспечении, представители отрасли обсуждали на заседании профильного комитета Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). Как отмечает председатель комитета НАПФ по НПО Иван Волков, Пенсионный фонд России (ПФР) не информирует негосударственные пенсионные фонды, работающие с НПО, о смерти клиентов, участники рынка пытаются получить такие данные самостоятельно или узнают от родственников. Данные можно было бы получать от ЗАГС, однако на это нет правовых оснований и единой электронной базы (у ЗАГС — территориальное подчинение). "В отличие от пенсионных выплат в рамках системы ОПС, к выплатам НПФ по добровольному пенсионному страхованию ПФР отношения не имеет",— подчеркнули в пресс-службе ПФР. В управлении ЗАГС Москвы на запрос "Ъ" вчера не ответили.
В отличие от ОПС, где массовые выплаты начнутся с 2021 года (сейчас из 29 млн застрахованных выплаты получают немногим более 385 тыс. человек), в НПО получателем пенсий де-факто является каждый третий клиент (5,2 млн формируют пенсию, более 1,5 млн — получают). В зависимости от пенсионного плана выплаты могут быть пожизненными или срочными. После смерти клиента в первом случае остаток средств на счету гражданина идет в резерв фонда, во втором — наследники могут получить в фонде оставшиеся на его счете средства. При этом клиент фонда может определить наследников и их доли.
Точных данных о том, как часто фонды перечисляют выплаты умершим клиентам, в НПФ не раскрывают, но порядок цифр понятен. Как отмечает Иван Волков, в среднем по системе такие переплаты составляют не более 0,5% от общего объема выплат клиентам НПО. Учитывая общее число получающих такую пенсию, в год это может составлять 7-8 тыс. случаев. "Даже если по факту эти выплаты получат родственники клиента, в случае переплаты фонд должен компенсировать потери за свой счет, работа по взысканию в указанном случае практически бесперспективна",— отмечает господин Волков. Хотя фонды резервируют на выплаты клиентам с запасом в четыре-пять платежей, перспективы компенсировать многомиллионные расходы на переплату умершим клиентам на фоне все возрастающих постоянных расходов критичны даже для крупных игроков, считает руководитель НПФ из топ-15.
Острота проблемы во многом зависит от базы фондов — общего числа клиентов, их возраста и прочего, особенно актуальна она для фондов, работающих с крупными корпоративными клиентами — "Благосостояние" (партнер — РЖД), "Газфонд", "Нефтегарант" (партнер — "Роснефть"), НПФ "Транснефть". "Если опустить моральный аспект риска незаконного обогащения лиц, не являющихся клиентами НПФ, проблема информирования фондов о смерти его участников очень актуальна. На сегодняшний день 73 тыс. человек получают негосударственные пенсии в нашем фонде, и информация о смерти участника доходит к нам в срок не позднее года с момента смерти только в 30% случаев",— говорит гендиректор НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" Денис Рудоманенко. Величина пенсии по НПО у большинства участников составляет 5-15 тыс. руб. в месяц. "В среднем переплата составляет два-четыре платежа, кроме отдельных вопиющих фактов, когда родственники скрывают факт смерти получателя пенсии. Мы также фиксируем случаи посещения личных кабинетов клиентов уже после их смерти",— отмечают в другом крупном фонде. Переплата же пенсий по факту уменьшает возможности НПФ по формированию страхового резерва в ущерб будущим пенсионерам, указывает господин Рудоманенко.
Наиболее технологичным решением была бы актуализация клиентских баз через доступ к СМЭВ (система межведомственного взаимодействия). "Для этого Минкомсвязи должно открыть фондам один из своих сервисов — "Сведения, находящиеся в распоряжении органов ЗАГС". Данная инициатива сейчас прорабатывается АНПФ",— отметил господин Рудоманенко. Свои варианты решения проблемы разрабатывает и НАПФ: помимо частичного доступа к данным ЗАГС, это получение информации в ПФР (с внесением правок в законодательство) и приостановление пенсионных выплат при получении информации о недействительности паспорта клиента (с использованием сервиса на сайте МВД, при условии его доработки и минимизации ошибок). Как сообщил первый вице-президент НАПФ Сергей Эрлик, в случае утверждения советом ассоциации часть этих инициатив может быть направлена в ЦБ. "Банк России рассмотрит обращение после его получения",— сообщили вчера в пресс-службе ЦБ.