Полис умножают на два
РСА предложил повысить стоимость ОСАГО в Казани
Стоимость полиса ОСАГО в Казани может вырасти в два раза. Подорожание лоббирует Российский союз автостраховщиков (РСА), предлагающий увеличить территориальный коэффициент ОСАГО в убыточных для страховщиков регионах. Участники рынка поддерживают эту инициативу — за год их выплаты автовладельцам в Татарстане увеличились в 1,5 раза. Эксперты не видят причин для повышения цены полиса, отмечая, что с учетом падения доходов населения нововведение сильнее всего ударит по самым малоимущим слоям. Они указывают, что несмотря на убыточность ОСАГО, страховые компании «получают сверхприбыли по другим направлениям».
Российский союз автостраховщиков предлагает пересмотреть территориальные коэффициенты стоимости ОСАГО. Это один из основных параметров, который наряду с тарифом определяет стоимость полиса. Его величину устанавливает ЦБ. Для Казани, считают в союзе, коэффициент должен вырасти в 2,06-2,3 раза. В настоящее время в столице Татарстана он равен 2. Если инициатива РСА будет принята, то он может составить 4,1-4,6.
По расчетам РСА, больше всего повысить территориальный коэффициент необходимо в Волгограде — в 4,41-6,5 раза. Также значительно скорректировать коэффициент предлагается в Иваново, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Уфе, Мурманске, Челябинске, Ульяновске и Нижнем Новгороде. В то же время в некоторых регионах ситуация с убыточностью ОСАГО позволяет снизить территориальный коэффициент, отмечают в РСА. Например, коэффициент 2 в Москве можно уменьшить до 1,77-1,96, считают в союзе.
Отметим, что по итогам 2016 года количество договоров ОСАГО, заключенных в Татарстане, сократилось к показателю 2015 года на 1,7%, до 1,14 млн, следует из данных ЦБ. В среднем по России сокращение объема составило 4%. Выплаты в Татарстане за год увеличились на 47%, до 6,8 млрд руб. (в РФ рост составил 40%). Сбор страховых премий увеличился лишь на 8%, до 7,8 млрд руб., однако их объем по-прежнему превышает объем выплат.
Вместе с тем в РСА отмечают, что вычислять финансовый результат в страховании, вычитая из объема премий за определенный год объем выплат за этот же год «некорректно». «Автовладелец может обращаться по убыткам договора одного года в течение трех лет. То есть по договору, который был заключен 31 декабря 2016 года, автовладелец может прийти за урегулированием 31 декабря 2019 года, оплата по нему произойдет уже в 2020 году»,— говорит президент РСА Игорь Юргенс. По расчетам союза, страховщики ОСАГО по тем договорам, которые были заключены в 2016 году и выплаты по которым прекратятся лишь через несколько лет, получат убыток 3,6 млрд руб. «В очередной раз подтверждается факт того, что ОСАГО находится в кризисе и этот вид бизнеса убыточен для компаний»,— заключает господин Юргенс.
По данным РСА, Татарстан находится в «рейтинге проблемных с точки зрения мошенничества и убыточности по ОСАГО регионов» по итогам 2016 года. В течение года республика улучшила свои позиции, но «при этом продолжает находиться в так называемой „желтой зоне“», заявляют в союзе. Согласно их данным, средний размер выплаты в Татарстане составляет 78,8 тыс. руб. Это выше, чем в Москве, где средняя выплата 62,8 тыс. руб. Данные о размерах убытков компаний в Татарстане в РСА „Ъ“ не предоставили.
Участники рынка поддерживают предложение РСА. «Увеличение тарифов на территориях, где повышенная убыточность, вынужденная мера»,— заявил „Ъ“ официальный представитель «АльфаСтрахования» Юрий Нехайчук. По его словам, высокая цена на запчасти и «услуги серых автоюристов» приводят к тому, что «убыточность вырастает в разы». По данным РСА, судебные расходы страховщиков в целом по России равны сумме основного требования. В Татарстане они составляют 62% от требования. «Если не менять территориальные коэффициенты, это приведет к банкротству участников рынка ОСАГО, где последние годы убыточность превышает 100%. То есть страховщики платят больше, чем собирают»,— заключил господин Нехайчук.
Первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал признает, что на рынке ОСАГО есть проблемы. Однако он не видит причин для форсированного повышения цен. «В данном случае РСА сгущает краски и действует в интересах основных игроков, которые недовольны текущим положением дел»,— полагает он. Полностью избежать повышения тарифов не получится, уверен эксперт, но можно предусмотреть заморозку цен для наименее социально защищенных слоев населения.
Аналитик «Алор Брокер» Кирилл Яковенко говорит, что «убыточность ОСАГО в России вообще не представляет проблему для страховых компаний, которые получают сверхприбыли по другим направлениям»: «ОСАГО — это просто минимальная социальная ответственность, которую они могут и должны нести». Он считает, что повышение стоимости полиса в 4-5 раз «на фоне снижения реальных доходов населения, наблюдавшегося последние три года, сильнее всего ударит по самым малоимущим слоям». «Это все равно, что ввести еще один налог в размере 2-3 тыс. руб. с каждого автовладельца, который и так уже платит и акциз на топливо, и транспортный налог, и сбор в систему „Платон“»,— отмечает господин Яковенко. При этом он указывает, что «поскольку ОСАГО является обязательным, то его рынок не может сжаться, он будет только расти по мере роста количества автомобилей». «Государство должно сдерживать страховые компании в их попытках сохранить сверхвысокую норму прибыли»,— заключает аналитик.