Транснациональный джазопровод
В Москве прошел "Триумф джаза"
Фестиваль джаз
В Московском международном доме музыки (ММДМ) в 17-й раз прошел международный фестиваль "Триумф джаза". Разветвленную инфраструктуру форума изучил БОРИС БАРАБАНОВ.
Помимо прочего события вокруг фестиваля — лишнее свидетельство того, насколько вырос спрос на разного рода творческие состязания с участием совсем юных артистов и исполнителей. В этом году двум основным фестивальным дням в Светлановском зале Дома музыки предшествовал гала-концерт детского "Триумфа джаза" — конкурса, который в этом году проходил уже в третий раз. Взрослый, основной "Триумф джаза" — это просто смотр достижений, к тому же акцент в нем делают на мировых звезд, тягаться с которыми нашим мастерам пока все же сложно. А дети на конкурсе "Триумфа" сплошь российские, и вот им как раз приходится соревноваться. Впрочем, здесь все не до такой степени жестко, как на телевизионных конкурсах талантов. Список победителей детского "Триумфа джаза" состоит аж из 19 фамилий и названий коллективов — все получили свою порцию славы. И перспектива у них, несомненно, есть — достаточно взглянуть на сегодняшний состав Московского джазового оркестра под руководством Игоря Бутмана. За последние годы он серьезно омолодился.
Хедлайнер первого фестивального дня саксофонист Крис Поттер приехал в Москву из Ярославля, где выступал на дружественном "Триумфу" фестивале "Джаз над Волгой", который курирует американский трубач российского происхождения Алекс Сипягин. На следующий день после сета в ММДМ Крис Поттер играл в более камерной обстановке — в Клубе Игоря Бутмана на Таганке, в том самом месте, где когда-то был легендарный Le Club. А потом отправился в Санкт-Петербург, где вчера на сцене ДК имени Горького встретился с прочими иностранными гостями "Триумфа джаза" — Крисчианом Макбрайдом (США), Джоном Бисли (США) и Юн Сун На (Южная Корея). У них расписание пребывания в России было похожим, за исключением, пожалуй, только остановки в Ярославле.
Оба концерта в ММДМ прошли с аншлагами. Корейская певица Юн Сун На, выступив в первый вечер с большим успехом, даже осталась посмотреть программу второго дня. Она и ее продюсер в разговоре с корреспондентом "Ъ" дивились и энергии организатора фестиваля Игоря Бутмана, и тому, что джаз, оказывается, настолько в России популярен. Сам же господин Бутман сочетал на фестивале обязанности продюсера, исполнителя и ведущего и в последнем качестве не жалел шуток. "Здесь в списке тех, кто нам помог, была фамилия еще одного чиновника из московского правительства, что-то я ее не могу найти... Ах вот он, да. Вроде работает пока". Зрители (за исключением гостей из Кореи) потешались, подтверждая таким образом, что ведущий отечественный джазмен давно созрел для собственного стендап-шоу.
Во время исполнения Московским джазовым оркестром произведения "MONK`estra" руководитель фестиваля ограничился ролью ведущего саксофониста, а место за дирижерским пультом занял автор — Джон Бисли. Правда, пульта как такового не было. Джон Бисли явил публике сочетание игры на рояле и очень экспрессивного дирижирования, от традиционной манеры далекого. Он много работает в самых разных отраслях музыкальной индустрии — он пишет музыку для кино, делает аранжировки для телевизионных шоу типа American Idol, а в прошлом году собрал биг-бенд и записал "MONK`estra" — пластинку собственных аранжировок классических тем Телониуса Монка, которая была выдвинута на Grammy. На сцене ММДМ Джон Бисли скорее танцевал, нежели дирижировал, а за рояль присаживался, только чтобы воспроизвести самые лиричные и задумчивые фрагменты: привычку делать шоу не спрячешь. На этом фоне квартет соотечественника Бисли авторитетного контрабасиста Крисчиана Макбрайда выглядел деловитой и бесперебойной джазовой машиной, в которой лихорадочные соло духовых оттеняла математически выверенная работа ритм-секции.
Самым эффектным российским участником фестиваля была певица Алина Ростоцкая, которая исполнила вместе со своим ансамблем Jazzmobile номера из дебютного альбома "Flow". Удачной находкой певицы и ее группы стало сочетание фольклорных мотивов с привычными джазовыми конструкциями. Они не первые, кто это делает. Но у них, безусловно, необычный саунд, обусловленный набором инструментов. Саксофон, электрогитара и синтезатор Nord Stage в сочетании с роялем и традиционной ритм-секцией создают для вокала совершенно особенное пространство. И в нем русские и сефардские мотивы действительно получают новую жизнь.