Топливный фильтр
Точность анализа дорогого стоит
Произвести из нефти автомобильное топливо высокого качества - это только полдела. Его надо еще и сохранить, и доставить потребителям, то есть нам с вами. И все это сделать так, чтобы качество не растерялось по дороге. Чтобы никто ничего не своровал, не разбодяжил и мы потом залили в бак именно то, что положено, а не некую мутную субстанцию, сварганенную по рецепту небезызвестного киношного Василия Алибабаевича. У каждой нефтяной компании на этот счет свои соображения. В подразделениях компании "ЛУКОЙЛ" все построено так, чтобы исключить саму вероятность "примеси".
Тянущаяся от горизонта до горизонта нефтяная промзона в окрестностях городка Кстово близ Нижнего Новгорода действительно гигантское и передовое предприятие. Уже с 2012 года этот НПЗ выпускает нефтепродукты стандарта только Евро-5. Масштаб завода, на котором нам довелось побывать, отражает величие и разнообразие самых современных технологий, применяемых в ЛУКОЙЛе, а также невероятно широкий диапазон выпускаемой продукции, включая сжиженные газы, пропилен для нефтехимии, керосины, битумы и парафины. Кроме того, здесь выпускают бензины (в том числе и марки "Экто Спорт-98"), и дизельные топлива экологического класса Евро-5. Однако мы акцентировали все свое внимание на самых распространенных и самых востребованных у российских автолюбителей видах горючего.
Смешиваем компоненты
Думаете, 95-й бензин получается из 92-го путем добавления в него какой-нибудь специальной химии, повышающей октановое число? В принципе, правильно думаете, многие производители действительно так и делают. В прежние времена, когда экологии уделяли меньше внимания, октановое число повышали тетраэтилсвинцом, но эту зловредную субстанцию давным-давно запретили из-за ее сильной ядовитости. Сейчас довольно широко используется метилтретбутиловый эфир (МТБЭ), он хоть и улетучивается, все же позволяет сохранять октановое число довольно долго. В бытовых условиях - до года. То есть, скажем, поставил заправленную машину на зиму в гараж - весной поедешь на бензине практически с тем же октановым числом. Словом, такой способ имеет место, но среди продвинутых производителей уже слывет архаикой.
В ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтезе" так не делается. От эфира здесь отказались три года назад. Вообще, что очень важно, на этом заводе не производят 95-й из 92-го. Это два совершенно разных бензина.
В школе на уроках химии нас учили, что бензин получается при отборе определенной фракции из ректификационной колонны. В понимании же лукойловских технологов это... вообще не бензин. А "прямогон", который, строго говоря, лить в баки не стоит
Для лукойловских технологов отобранное у колонны - всего лишь исходный компонент. Компонент разделяют на две фракции - легкую и тяжелую, - и затем над ними колдуют. По ходу дела добавляя другие компоненты.
Так что настоящий бензин - сложнейший коктейль. Например, 95-й состоит из пяти-шести компонентов, а в 92-м их может быть аж десять-одиннадцать. Интересно и то, как этот коктейль смешивают. Во всем мире это делают в резервуарах, и только здесь - прямо в трубопроводе, в потоке. Что позволяет резко снизить потери на испарение. Процесс полностью автоматизирован, человек в нем участвует только как сторонний наблюдатель и контролер.
Стучим октаны
Святая святых завода - испытательная лаборатория нефтепродуктов. Серьезнейшее учреждение, где работают две сотни людей в белых халатах. И вся информация "с мест" поступает именно сюда.
Мы попробовали подсчитать все звенья в цепочке контроля - сбились уже после первого десятка: входной контроль нефти, газоконденсата и всех компонентов, участвующих в процессе; промежуточный на каждом этапе; контроль на установке смешения бензина, в трубопроводе при направлении продукта в резервуар, в резервуаре при паспортизации и в завершение - контроль качества отгружаемой потребителю продукции из цистерн. Отобранные арбитражные образцы хранятся в течение 45 суток. Сотрудники компании с помощью датчиков и компьютеров следят за показателями качества и во время отгрузки бензина... Словом, контроль, контроль, контроль. По всем параметрам. И по жалобам клиентов - тоже. Все образцы зашифрованы, все операции автоматизированы, любой мухлеж исключен. Лаборатория оснащена на самом высоком уровне. Современные автоматические анализаторы качества (плотномеры, анализаторы фракционного состава, давления насыщенных паров, кинематической вязкости, спектрометры) лучших российских и зарубежных производителей позволяют с высокой точностью с наименьшими временными затратами выполнять оценку соответствия товарной продукции и ее компонентов.
Сами про себя сотрудники лаборатории говорят: "Мы тут стучим октаны"
В смысле проверяем октановое число. Цетановое, разумеется, тоже. Их "стучат" в моторном отделе, проба топлива проходит испытание на стандартизованном одноцилиндровом четырехтактном двигателе с переменной степенью сжатия в соответствии с определенным набором рабочих условий. Заводская лаборатория оснащена как отечественными установками (типа УИТ), так и установками зарубежного производства (CFR). Стоимость установок - около 50 млн руб. Конечно, их эксплуатация и, соответственно, выполнение на них испытаний обходятся недешево, но эта процедура необходима для подтверждения качества топлива.
Астрономичность крутящихся здесь цифр, да и вообще осознание всей здешней технологической мощи, как заводской, так и лабораторной, неизбежно наводят на мысли о выборе автозаправочной станции. Заливать бак у промышленных монстров, имеющих возможности так вкладываться, производить и контролировать. Или у мелких "самоваров", и малой доли таких возможностей не имеющих...