Добросовестность офлайн и онлайн — 2
Когда начнем договариваться о правилах конкуренции и защиты от мошенников?
Моя колонка "Добросовестность офлайн и онлайн" (см. "Ъ" от 10 марта) вызвала противоречивые отклики, их авторы явно рассчитывают на продолжение разговора. Что ж, продолжим. Напомню, в начале марта московская ассоциация "Все вместе" выступила с "Декларацией о добросовестности в благотворительности". "От лица профессиональной российской благотворительности" авторы призывают отказаться от уличного фандрайзинга, так как им овладели мошенники. И что, тогда добрые люди поймут — перед ними аферисты?! Но уж если разговор зашел о добросовестности фандрайзеров в офлайне, неплохо бы обратить внимание и на онлайн. Многие из подписантов охотятся в поисковиках Google и "Яндекс" на добрых людей, разыскивающих Русфонд. На запросы "Русфонд", "5541 ДОБРО" и прочие составляющие нашего бренда поисковики выдают рекламу других фондов.
48 переходов
Должен извиниться перед коллегами из Фонда Константина Хабенского. Я ошибочно причислил их к подписантам "Декларации о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки", но они ее не подписывали. Прошу простить великодушно, коллеги.
А теперь за дело. Сайты "Филантроп" и "Милосердие.ru" опубликовали отклики фондов "Предание", "Вера", "Подари жизнь" и Константина Хабенского. Наиболее полный комментарий у главы "Предания" Владимира Берхина. В пространной статье он в деталях рассказывает, как работают роботы-интеллектуалы Google и "Яндекса", предварив инструктаж предположением о моей поисковой безграмотности (что правда) и сопроводив его комментариями (и впрямь интересными). В частности, Владимир Борисович дает понять, что интеллектуалы Google и "Яндекса" умные, но, как бы это помягче, не обучены, что ли, совести. А рекламодатели просто не в курсе. Так что браконьерство на совести, простите, бессовестных интеллектуалов. Но теперь "Предание" в курсе, Владимир Берхин извинился и урезал аппетиты поисковиков. Благо это несложно. Всего-то внести "Русфонд" и другие составляющие бренда в список "минус-слов".
Надеюсь, эти подробности коллега Берхин публикует не только для меня. Хочется верить, что "Вера", "Подари жизнь" и Фонд Хабенского теперь-то уж в курсе и последуют его советам. Несмотря на то что рекламу в поисковиках они, как выясняется, не покупали, а получили в виде гранта или презента от партнера.
А вот пассаж коллеги Берхина о 48 переходах разочаровал. Пожурив меня за незнание работы интеллектуалов Google и "Яндекса", Владимир Борисович сообщает, что переходов к нему на сайт за полгода было "всего 48 или по восемь в месяц": "Даже не перешли толком, а лишь кликнули". И далее: "Размер "потерь" Русфонда незначителен, и непонятно, из-за чего огород городить".
А если переходов было хотя бы по 48 в месяц или по 48 сотен? Вот тогда самое время для городьбы огорода? Такие теперь расчеты, в эпоху безумных интеллектуалов?
Коллеги, какой инструктаж нужен для очевидного: воровать нельзя? Ни помногу, ни помалу. Нельзя.
Вот как 48 переходов выглядят в рублях. В первом квартале Русфонд соберет 465 млн руб. В рабочий день rusfond.ru посещают в среднем по 5433 человека. То есть один посетитель приносит 1502 руб. (465 млн руб. / 57 рабочих дней / 5433 человека). 48 переходов к Берхину — это 72 096 руб., которых детей Русфонда лишили безумные интеллектуалы Google, чью работу оплатил Владимир Борисович. Много это или мало, коллега,— 72 096 руб.?
Наши эксперты подсчитали: за последний месяц 18 фондов дали под нашим брендом 118 тыс. рекламных показов в Google и "Яндексе". Если хотя бы каждый четвертый ищущий Русфонд повелся на эту рекламу, то наши дети потеряли 44,309 млн руб.
...А вы говорите: "Русфонд не признает конкуренции".
Кто мы
Несколько анонимов обрушились на мою электронную почту с ругательствами за отказ признать профессиональной российскую благотворительность. Меня обвинили в отстаивании "внеэкономических принципов", в непризнании "очевидного: благотворительность — это сектор экономики", в отрицании "конкуренции среди фондов".
Шут с ней, с вашей напраслиной, коллеги. Но верные же слова пишете! Так почему анонимно? Благотворительность есть сектор экономики — и превратили ее в этот сектор мы с вами, менеджеры фондов-фандрайзеров. И чем совершеннее наш профессионализм, тем больше у наших фондов благотворителей и пожертвований.
Тут нет ни спора, ни новости. Полсотни лет назад об этом писал Питер Друкер. А в 1999 году он сделал и вовсе удивительное признание (цитирую по памяти): после 40 лет дискуссий о наиболее эффективных принципах организации менеджмента для различных секторов экономики стало ясно, что эти принципы для автозавода, банка, торговой сети, госпиталя, религиозного объединения или благотворительного фонда — одни и те же.
Это мы с вами, менеджеры, за 20 лет создали в России массовую, подлинно народную благотворительность — своими проектами и программами, технологиями фандрайзинга и изобилием сборочных площадок в офлайне и онлайне. Нам многое удалось: десятки миллионов россиян всех возрастов сегодня являются благотворителями, а наш сектор только в 2016 году вложил в экономику РФ до 18 млрд руб.
Однако эти обстоятельства ни по закону, ни по сути не делают нас благотворителями, а благотворительность — профессиональной. Вам, однако, хочется считать себя еще и Благотворителем? По мне, так хоть Спасителем, если не боитесь оскорбить чувств верующих. Но это заблуждение, друзья. Причем худшее из возможных — заблуждаться на свой счет.
Кто за самоликвидацию?
Сборы пожертвований ежегодно продолжают расти, несмотря на стагнацию экономики и санкции-антисанкции. А вот качественный рост благотворительного фандрайзинга резко отстает от количественного. Мы создали инфраструктуру народной филантропии, но такую, что пришла большая нужда в ее совершенствовании. Это правда, в фандрайзинге офлайн и онлайн много мошенников. Но правда и то, что вместе с ними процветает и недобросовестная конкуренция вполне добропорядочных фондов. Когда глава фонда публикует эффектную, но недостоверную информацию о своей организации и факты искажены намеренно — это недобросовестная конкуренция. Когда фонд, эксплуатируя безумных роботов, охотится в поисковиках в ущерб коллегам — это тоже недобросовестная конкуренция.
Вот и слушатели программы "Чувствительно" на "Эхе Москвы" 11 марта признавали призывы авторов "Декларации о добросовестности", в сущности, недобросовестной конкуренцией. Один из авторов декларации Екатерина Бермант, выступая на "Эхе", признала войну с мошенниками своей личной войной и так увлеклась, что назвала фонды уличного фандрайзинга "мерзавцами". Причина? "Они не публикуют отчетов". Я далек от Катиной оценки, но Русфонд разделяет ее позицию: фонды-фандрайзеры обязаны отчитываться. Другой вопрос: как и кому?
Напомню, декларация призывает "честные фонды" отказаться от уличного фандрайзинга, так как его используют аферисты. На "Эхе" выяснилось, что авторы задумали двухходовку. Сначала "честные фонды" подписывают декларацию, затем авторы ее превращают в петицию и, собрав достаточно голосов, идут в мэрию Москвы с предложением запретить уличный фандрайзинг.
Вообще, уличного фандрайзинга в арсенале Русфонда нет. Мы работаем в СМИ и интернете. Но присоединяться к декларации не будем. По обновленным данным "Русфонд.Навигатора", 71% фондов РФ использует уличный фандрайзинг. Отказ от него сильно смахивает на начало самоликвидации. Следует создавать заслоны для аферистов, а не чинить препятствия самим себе. Иначе логика декларации назавтра приведет к отказу от фандрайзинга онлайн: там-то мошенников во сто крат больше!
"Всех вместе" возмущает безотчетная уличная деятельность сомнительных фондов? Давайте совершенствовать отчетность. Ясно как — долго, трудно, но по силам, если все вместе. На улицах полно аферистов в фальшивых майках с именами честных фондов? И тут обойдемся без кавалерийской атаки, если все вместе. Надо встречаться, друзья, и договариваться о правилах. Когда начнем?
весь сюжет
rusfond.ru/issues