Зацепиться за жизнь

Как в России борются с «зацеперами»

«Зацеперов» снимут с электричек и посадят в тюрьму. Госдума предлагает на два года лишать свободы любителей прокатиться на крыше или между вагонами электричек. Парламентарии одобрили законопроект в третьем чтении. Смогут ли депутаты спасти жизни экстремалов? Выясняла Полина Смертина.

Фото: Антон Ваганов, Коммерсантъ

Подмосковные «зацеперы» открывают сезон. Любители экстрима прыгают на подножки электричек, забираются на крышу поезда или стоят между вагонами. Больше всего «зацеперов» на Ярославском и Горьковском направлениях. Некоторые смельчаки таким способом путешествуют и до Санкт-Петербурга. А летом их станет намного больше — это не только дети из бедных семей, но и благополучные ребята со смартфонами, которые снимают на видео свои трюки.

Ежегодно опасное увлечение уносит жизни сотен подростков. По данным РЖД, за последние два года погибли 370 «зацеперов», около сотни получили травмы. Как рассказал «Коммерсантъ FM» подмосковный «зацепер» со стажем, дети погибают по собственной глупости.

«Жертвами становятся такие, которые играют на камеру. Я прошел уже в своей жизни, как на моих глазах просто перерезало человека. Честно, я прекратил заниматься потому, что я потерял уже в этом смысл».

Родители пострадавших «зацеперов» создают общественные организации. Например, мать погибшего подростка Яна Гетманова начала активно бороться с этой субкультурой. Она сравнивает зацепинг с «группами смерти», потому что детей буквально затягивают в опасные игры: «Универсальная их отмазка — нам не на что ездить на работу, поэтому мы едем на зацепе, заодно обучаем других детей, чтобы они умели это делать, чтобы они не упали с электрички. Я четко знаю, что за обучение берутся деньги».

В Подмосковье уже появляются народные дружины «антизацеперов», которые по своей инициативе снимают подростков с поезда и отводят в полицию. Один из активистов пообщался с «Коммерсантъ FM»: «Два-три человека остановились на станции, если увидели «зацепера». Конечно, он немножко получал у нас — некоторые сопротивляются, потом отводили в полицию. Полиция вообще относится нормально, даже некоторые из нашей группы «антизацеперов» получают за это деньги. Я лично чисто от себя работаю, я не сотрудничаю ни с кем. Мне жалко матерей тех людей, которые залазят на поезда».

Сейчас любителям экстремальной езды на электричках грозит штраф в 100 рублей. Но если инициативу Госдумы одобрят, то «зацеперам» придется отдавать за правонарушение до 300 тыс. рублей, в худшем случае экстремалу грозит тюрьма на срок до двух лет. Такие меры только усугубят ситуацию, считает известный московский «зацепер» Роман Громов: «Люди, которые пытаются принимать всякие законы, не понимают изнутри всю ту сущность зацепинга, они не понимают, с чем они борются. Чем больше зацепинг нелегален, тем больше он становится таким подпольным движением экстремалов. При соблюдении ряда правил абсолютно безопасно. А среди школьников это дешевый экстрим, способ самовыражения, но, по-моему, это понятно, что залезать в токоприемник, где 3000 вольт — это неадекватно».

Противники «зацепинга» напоминают, что эта субкультура пришла в Россию из США. В Штатах trainsurfing зародился во времена Великой депрессии и популярен до сих пор, несмотря на жесткие законы. В разных штатах «зацеперам» грозят крупные штрафы вплоть до тюремного заключения на несколько месяцев. Cудя по оценкам специалистов, окончательно победить проблему и в России будет не просто — адреналин сильнее запретов.

Бороться с «зацепингом» начал и Роскомнадзор. Эксперты ведомства признали эту субкультуру «скрытой формой суицидального поведения». Свыше сотни сайтов и интернет-сообществ «зацеперов» уже заблокированы.

Вся лента