Бабочкины сказки
Дэмиен Херст в галерее Гари Татинцяна
Выставка современное искусство
В московской галерее Гари Татинцяна открылась выставка Дэмиена Херста. Не ней показаны девять работ скандально знаменитого британского художника, созданных в 2008 году (и тогда же вместе с другими его произведениями с огромным успехом проданных на Sotheby`s). Теперь их снова можно купить. Рассказывает ИГОРЬ ГРЕБЕЛЬНИКОВ.
Сегодня этот мини-дайджест, вполне достойно представляющий различные серии Дэмиена Херста — стеклянные боксы, "Точки" (Spot Paintings), "Вращения" (Spin Paintings), живопись с бабочками, смотрится скорее страницей из истории арт-рынка нулевых, когда имя художника гремело в связи с новыми и новыми ценовыми рекордами на его произведения. Аукцион Sotheby`s в сентябре 2008 года, на котором за два дня было распродано более 200 работ Херста, стал оглушительным событием: во-первых, художник выставил на продажу свои вещи в обход галерей, чем нарушил негласные рыночные правила. Во-вторых, торги состоялись на следующий день после объявления банкротства Lehman Brothers, с которого начался мировой экономический кризис. И принесли аукционному дому £111 млн — рекордную сумму для торгов, посвященных одному художнику. Херст шутил, что люди теперь вкладывают деньги не в банки, а в бабочек.
В тех торгах участвовал и Гари Татинцян: на нынешней выставке представлены в том числе и работы из его коллекции. Что почем, можно узнать по личному запросу — галерист говорит, что на работы Херста цены не сильно изменились, но на рынке появились другие фавориты, цены на которых с тех пор значительно выросли. О порядке цен на выставленные работы можно судить по продажам на тех торгах Sotheby`s 2008 года: эффектное окно-роза Даремского собора, выложенное крыльями бабочек на черном фоне (The Rose Window Durham Cathedral),— £1,27 млн, четыре разноцветных круга на белом фоне (Azocarmine B) — £385,25 тыс., два стеклянных бокса с респираторами (Claustrophobia/Agoraphobia) — £241,25 тыс.
То, что к продаже эти вещи предлагаются именно сейчас, не удивляет: 9 апреля в венецианских палаццо Грасси и Пунта-делла-Догана открывается масштабный проект Херста, над которым он работал последние десять лет. На выставочных площадках французского магната и коллекционера Франсуа Пино покажут 189 новых работ художника, вдохновленных некоей мифической историей о сокровищах, которые подняты с корабля, затонувшего в Индийском океане в I веке нашей эры. Детали держатся в секрете, художник говорит лишь, что обратился к темам веры и нашей связи с прошлым — в общем, к тем вечным темам вроде жизни и смерти, которым посвящено все его многообразное творчество. Однако за месяц до открытия венецианский проект атаковали активисты, также на свой лад озабоченные вопросами жизни и смерти. Памятуя о десятках заспиртованных художником акул, коров, телят, быков, зебр и других животных, а также о бабочках, использованных в картинах и инсталляциях, защитники природы вывалили перед палаццо Грасси 40 кг навоза со словами: "Дэмиен Херст, убирайся!" Представители художника поспешили заверить общественность, что в новом проекте животные не использовались. Выставка откроется накануне Венецианской биеннале, к ней будет приковано максимальное внимание, так что лучшего времени для продаж работ Херста не придумать.
Гари Татинцян заслуженно гордится выставкой: Херста в Москве показывали и раньше, но не такие большие и дорогие работы (а в 2013 году в Мультимедиа Арт Музее прошла выставка собственного херстовского собрания современного искусства, представившая художника как страстного коллекционера работ не только известных авторов, коллег по прославившему его объединению Young British Artists, но и молодых художников). Галерист вспоминает, что в 2008 году был потрясен предаукционной выставкой Херста, этапной в его творчестве, масштабом и красотой работ, большинство из которых были продолжением его знаменитых серий 1990-х годов,— в частности, заспиртованными животными, которых Татинцян называет "гимном чистоте и красоте природы". Жалко, что эти работы, действительно прославившие художника и наиболее эффектные среди того, что им создано, не представлены на нынешней выставке. Но то, что на ней есть, все равно удовлетворит любопытство тех, для кого Херст всегда был скорее именем нарицательным, живым символом провокации и скандала, самым богатым художником и художником для самых богатых.